Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР



Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10

3 А Л № 3

    После окончания гражданской войны в молодой Советской республике была создана комиссия для разработки программы развития авиации и авиационной промышленности. Были приняты постановления о финансировании авиационных предприятий, расширении старых и создании новых авиационных предприятий, конструкторских бюро, о подготовке кадров, развитии авиационной науки и др.

    В начале 1921 г. решением Совета Труда и Обороны была создана комиссия для разработки программы развития авиации и авиационной промышленности. Комиссия представила В. И. Ленину обстоятельный доклад с изложением рекомендаций по развитию авиации. Вскоре после этого Совет Труда и Обороны принял несколько постановлений о финансировании авиационных предприятий, расширении старых и постройке новых авиационных заводов, подготовке кадров, развитии авиационной науки и др.

    Для развития отечественного самолетостроения необходимо было решить целый ряд важных научных проблем по аэродинамике и динамике полета, прочности конструкций, теории двигателей. Эти проблемы разрабатывались в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

По-2    Большая научная работа велась в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и в Московском авиационном институте.

    Росло число авиационных школ и училищ. Если в 1923 г. их насчитывалось 10, а в 1937 г.- 18, то к началу Великой Отечественной войны около 100 учебных заведений готовили авиационные кадры. Командные, штурманские и инженерные кадры с высшим образованием готовили в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, в Военной академии командного и штурманского состава ВВС, в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии и на авиационном отделении Военной академии имени М. В. Фрунзе.

    Во главе управления ВВС в декабре 1924 г. был поставлен П. И. Баранов, который провел большую работу по укреплению и дальнейшему развитию Военно-воздушных сил.

    Среди экспонируемых материалов, отражающих подготовку кадров ВВС, широко представлены фотографии и документы о Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Созданная в марте 1940 г. академия подготовила тысячи авиационных командиров с высшим военным образованием. Среди ее воспитанников свыше 500 Героев Советского Союза, 30 - дважды удостоенных этого звания и трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. В академии учились многие летчики-космонавты.

    За годы предвоенных пятилеток была создана мощная   авиационная промышленность,   способная   обеспечить   Военно-воздушные   силы    и    Гражданский    воздушный флот первоклассными самолетами. Были реконструированы    старые    и построены новые авиационные    заводы,     созданы     различные опытно-экспериментальные и конструкторские организации.

Ротативный мотор 'Гном'    Трудящиеся нашей страны приняли активное участие в строительстве Воздушного Флота. На сбережения народа, отданные в фонд строительства авиации и собранные Обществом друзей Воздушного Флота, только в 1924-1925 гг. было построено 55 самолетов и находилось в стадии строительства 65 самолетов. За 1923-1924 гг. советский народ внес на строительство самолетов 6 млн рублей золотом .

    В 1924 г. прошел испытания и начал строиться серийный самолет конструкции Н. Н. Поликарпова Р-1 с двигателем М-5 мощностью 400 л, с., который обладал скоростью у земли 185 км/ч и был вооружен пулеметом ПВ-1 отечественной конструкции. Это конструкторское бюро разработало: в 1926 г.-истребитель И-3, в 1927 г.-самолет У-2 (По-2) и в 1928 г. - легкий бомбардировщик-разведчик Р-5. Самолет По-2 с мотором М-11 мощностью 100 л. с. долгие годы находил самое широкое применение. Высокие летно-тактические данные самолета Р-5 с мотором М-17 (скорость более 200 км/ч, бомбовая нагрузка 200 кг) выделяли его среди самолетов этого класса.

    В эти же годы под руководством Д. П. Григоровича были построены гидросамолет М-24 и истребитель И-2, затем его модификация И-2бис.

    В 1924 г. конструкторский коллектив под руководством А. Н. Туполева создал цельнометаллический пассажирский самолет АНТ-2. На следующий год была завершена постройка самолета-разведчика Р-3 и бомбардировщика ТБ-1. Последний в то время был одним из крупнейших самолетов мира. На нем были установлены два мотора М-17 мощностью по 500 л. с. каждый, он развивал скорость свыше 200 км/ч, достигал высоты 4700 м и имел бомбовую нагрузку до 1500 кг.

    Самолет АНТ-2, моторы М-5 и М-11, а также модели самолетов ТБ-1 и ТБ-3 экспонируются в музее.

    Заново создаваемая в годы первой пятилетки современная авиационная промышленность значительно расширяла творческие возможности советских конструкторов.

    В 1930г. конструкторским бюро А.Н. Туполева был создан тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами М-17. Свободнонесущий цельнометаллический моноплан ТБ-3 отличался хорошими летными данными: скорость полета достигала 180 км/ч, бомбовая нагрузка до 2 т, дальность полета 1350 км. С установкой на этот самолет более мощных двигателей АМ-34РН его скорость увеличилась до 270 км/ч и бомбовая нагрузка до 4 т.

Р-5    Совершенствуя конструкцию истребителя-биплана, Н. Н. Поликарпов и Д. П. Григорович в 1930г. построили самолет И-5 с двигателем воздушного охлаждения М-22 мощностью 480 л. с. Это был маневренный истребитель со скоростью до 300 км/ч, вооруженный четырьмя пулеметами.

    Модели самолетов Р-5, ТБ-3, И-5 экспонируются в зале.

    В 1933 г. конструкторское бюро под руководством Н. Н. Поликарпова разработало маневренный истребитель И-15 (биплан) с двигателем М-22. Его модификация И-15бис с более сильным двигателем М-25 мощностью 700 л. с. (конструктора А. Д. Швецова) имела скорость 367 км/ч и потолок более 9000 м. В 1934 г. на вооружение ВВС был принят скоростной истребитель И-16 (моноплан с убирающимся шасси) конструкции Н. Н. Поликарпова. Этот самолет с мотором М-22 имел максимальную скорость 360 км/ч. Серийно строились модификации самолета И-16 с более мощными моторами М-25 и М-63; самолет с этими моторами достигал скорости соответственно 454 и 475 км/ч.

    В 1938 г. на основе самолета И-15бис был создан высокоманевренный истребитель И-153 ("Чайка") с двигателем М-62 и убирающимся в полете шасси. Максимальная скорость самолета была доведена до 440 км/ч.

    Модели самолетов Р1-15бис, И-153 ("Чайка"), И-16 и его технологическая копия демонстрируются в экспозиции.

АНТ-25    В 1933 г. конструкторская бригада КБ А. Н. Туполева под руководством П. О. Сухого построила цельнометаллический моноплан с одним двигателем АМ-34Р мощностью 900 л. с. с дальностью полета свыше 10000 км. На этом самолете, вошедшем в мировую историю авиации под названием АНТ-25, были совершены беспосадочные перелеты из Москвы в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс.

    Группа авиаконструкторов под руководством В. М. Петлякова в КБ А. Н. Туполева в 1934 г. создала самый большой в то время самолет в мире АНТ-20 ("Максим Горький"). Восемь моторов АМ-34 обеспечивали этому самолету скорость 260 км/ч при полетной массе 42 т. Самолет "Максим Горький" являлся флагманским кораблем агитационной эскадрильи имени Горького. Эта же группа во главе с В. М. Петляковым в 1936 г. сконструировала четырехмоторный дальний бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) с четырьмя двигателями АМ-35А мощностью 1350 л. с. каждый. Самолет имел скорость 440 км/ч, потолок 10300 м, дальность полета до 6000 км, бомбовую нагрузку 4000 кг.

    В 1935 г. по проекту А. А. Архангельского был построен скоростной бомбардировщик СБ. Вначале на нем были установлены два двигателя жидкостного охлаждения М-100А мощностью 860 л. с. каждый, затем М-103 и в последней модификации М-105. Этот самолет с двигателями М-105 развивал максимальную скорость 445 км/ч, потолок его превышал 9000 м, дальность свыше 1000 км. На нем было установлено четыре пулемета ШКАС; бомбовая нагрузка достигала 1000 кг. В те годы самолет СБ был одним из лучших скоростных бомбардировщиков мира.

    Коллектив конструкторов под руководством С. В. Ильюшина в 1936 г. создал дальний бомбардировщик ДБ-3 с двумя моторами воздушного охлаждения М-85. В 1938 г. вышла его модификация - ДБ-3Ф (Ил-4) с двумя моторами М-88Б мощностью 1100 л. с. каждый. Самолет Ил-4 имел высокие летно-тактические данные: скорость 448 км/ч, потолок 9700 м, бомбовую нагрузку 2500 кг. На этом самолете 28 апреля 1939 г. летчик В. К. Коккинаки и штурман М. X. Гордиенко за 22 ч 56 мин пролетели 8000 км кратчайшим путем из Европы в Америку.

Летатлин    В 20-е годы члены авиационных кружков Осоавиахима конструировали и строили образцы легких самолетов и авиеток. Авиетка, построенная в 1927 г. членами кружка при трамвайном парке им. Щепетильникова в Москве под руководством конструктора В.П. Невдачина, экспонируется в зале № 6. В зале можно ознакомиться с моделями советских дирижаблей.

    В зале экспонируется махолет "Летатлин" конструкции В. Е. Татлина - летательный аппарат с машущими крыльями.

    Качественное совершенствование конструкции самолетов, выработка тактики их боевого применения предъявили новые требования к разработке средств ведения наступательного и оборонительного воздушного боя. В 1924 г. был создан первый советский синхронный авиационный пулемет ПВ-1 конструкции А. В. Надашкевича. Его скорострельность достигала 750 выстрелов в минуту и устанавливался он на самолетах Р-1, Р-5, И-5, И-15 и др.

    В 1928 г. выдающийся конструктор стрелкового оружия В. А. Дегтярев создал новый авиационный пулемет ДА со скорострельностью 600 выстрелов в минуту, который применялся на самолетах в спаренной установке ДА-2.

    В 1933 г. конструкторы оружия Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий создали пулемет ШКАС, обладавший скорострельностью 1800 выстрелов в минуту. Он широко применялся на истребителях, самолетах-разведчиках, бомбардировщиках. Пулеметы ПВ-1, ДА, ШКАС, Ультра-ШКАС экспонируются в витрине зала.

    Советские конструкторы разработали также образцы крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек, которые в предвоенные годы начали устанавливаться на самолеты.

    В музее экспонируется значительное количество различных типов и калибров бомб и взрывателей, бомбардировочных и стрелковых прицелов.

    В разделе "Самолетовождение" размещены фотоматериалы и натурные образцы навигационных приборов, обеспечивающих точность вождения самолетов в простых и сложных метеоусловиях, и книги советских ученых по аэронавигации.

    В разделе "Авиационная связь" посетители могут проследить историю совершенствования радиооборудования в период 1921-1940 гг. Здесь экспонируются макет первой советской ламповой передающей станции АК-1, сконструированной инженером А. И. Коваленковым, образцы самолетного переговорного устройства СПУ-Ф, самолетная радиостанция 14С-1, самолетный радиопередатчик РСИ-3.

    Большое внимание уделялось разработке вопросов боевого применения авиации. По официальным взглядам того времени считалось, что успехи в бою и операции достигаются в тесном взаимодействии всех родов войск. Так, в проекте устава ПУ-39 говорилось, что "главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции". Вместе с тем предусматривались и самостоятельные действия авиации по глубоким объектам противника.

    В основу обучения и воспитания летного состава частей Военно-воздушных сил брались уставы и наставления, в которых содержались основные положения советской военно-авиационной мысли. В экспозиции имеются материалы по боевой подготовке Военно-воздушных сил, уставы и наставления.

    Большой вклад в дело строительства авиации и повышения ее боеспособности внес командарм второго ранга Я. И. Алкснис, который с 1931 по 1937 г. возглавлял Военно-воздушные силы Советской страны. Образ Я. И. Алксниса запечатлен в живописных и скульптурных портретах, находящихся в экспозиции.

    Летом 1929 г. китайские войска захватили принадлежащую нашей стране Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД), нарушили границу и вторглись на советскую территорию.

    Советские войска при поддержке авиации разгромили интервентов. В экспозиции музея представлены материалы о боевых действиях авиации на КВЖД. в витрине - документы, личные вещи участника боев летчика И. К. Глущенко.

    В июле 1938 г. японские войска нарушили советскую границу на Дальнем Востоке в районе оз. Хасан. В их разгроме наряду с наземными войсками активное участие принимала и наша авиация в составе 250 самолетов. В боях у оз. Хасан советские летчики продемонстрировали мужество и героизм. Многие из них были награждены орденами, а лейтенант А. Е. Боровиков удостоен звания Героя Советского Союза.

    В 1939 г. японские империалисты вновь организовали провокацию, вторгнувшись на территорию МНР в районе р. Халхин-Гол. Выполняя договор о взаимопомощи, советский народ помог монгольскому народу отразить провокационное нападение японских агрессоров. В разгроме врага неоценимую помощь наземным войскам оказали наши летчики. Японцы в боях на р. Халхин-Гол потеряли около 700 самолетов.

    Советские авиаторы проявили массовый героизм. Летчики В. Ф. Скобарихин, А. Ф. Мошин, В. П. Кустов в воздушных боях таранили японские самолеты. За мужество и высокое боевое мастерство двадцати шести летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летчик К.П.Кравченко -дважды Герой Советского Союза    За умелое руководство боевыми действиями авиации, массированное ее применение в тесном взаимодействии с наземными войсками заместитель начальника ВВС Красной Армии Герой Советского Союза Я. В. Смушкевич был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

    Командир истребительного авиаполка Герой Советского Союза Г. П. Кравченко, совершая по пять-шесть боевых вылетов в день, бесстрашно сражался в воздушных боях с японскими захватчиками, показывая примеры высокого боевого мастерства, мужества и отваги. Летчики авиаполка под командованием Г. П. Кравченко одержали много славных побед. Все они удостоены высоких наград, десять из них стали Героями Советского Союза, а командир полка Г. П. Кравченко был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Летчик С.И.Грицецевич -дважды Герой Советского Союза    Опытный летчик С. И. Грицевец всегда выходил победителем из схваток в воздухе. В одном из воздушных боев был сбит командир авиаполка В. М. Забалуев. Он выбросился из горящего самолета на парашюте над территорией противника. На помощь ему пришел С. И. Грицевец: он приземлился вблизи своего командира, посадил его в свой самолет и доставил на базу. За этот и ряд других подвигов С. И. Грицевец был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

    С новой силой боевая мощь Советских ВВС проявилась в войне с белофиннами (1939-1940гг.). Действуя в исключительно тяжелых условиях суровой зимы и неблагоприятной погоды, авиаторы оказали большую помощь наземным войскам в прорыве долговременных оборонительных укреплений (линии Маннергейма) и разгроме белофинской армии. За время боев советские летчики произвели 84000 боевых вылетов, только в воздушных боях сбили 357 вражеских самолетов.

    Многие авиационные части и соединения были награждены орденами, 76 летчиков были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а С. П. Денисов награжден второй медалью "Золотая Звезда". На стендах и в витринах зала представлены материалы, повествующие о боевых действиях советских летчиков в районе оз. Хасан, р. Халхин-Гол и на Карельском перешейке.

    Советские летчики-добровольцы, выполняя интернациональный долг, активно участвовали в антифашистской войне в Испании (1936-1939 гг.) и национально-освободительной борьбе китайского народа против японских захватчиков (1937-1940 гг.).

    Советский Союз оказал большую помощь Республиканской Испании, поставив ей 648 самолетов; в составе республиканской авиации мужественно сражались более 160 советских летчиков. На фронт национально-освободительной борьбы китайского народа была направлена из СССР первоклассная, по тому времени, авиационная техника: истребители И-15 и И-16, бомбардировщики СБ, ТБ-3 и ДБ-3. Всего в Китай было поставлено 1250 самолетов. Организаторами боевых действий в небе Китая были выдающиеся авиационные военачальники П.Н.Анисимов, П.Ф.Жигарев, Ф.П.Полынин, А.Г.Рытов, Т.Т.Хрюкин, П.В.Рычагов и др.

    В ожесточенных боях наши летчики показали примеры мужества, отваги и боевого мастерства. 31 мая 1938 г. в одном из воздушных боев летчик А. А. Губенко впервые в истории советской авиации таранным ударом уничтожил японский самолет, за что был награжден Золотым орденом Китайской Народной Республики.

    Представленные в зале фото- и текстовые материалы, мемуарная литература, памятные значки рассказывают о высоком боевом мастерстве и героических подвигах советских летчиков.

    Одним из показателей успехов советских авиаторов в летной подготовке, а также высокого уровня развития отечественной авиационной промышленности являлись дальние перелеты.

    Весь мир восхищался замечательными подвигами советских летчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова, пролетевших в июне 1936 г. на самолете АНТ-25 над необъятными просторами Арктики, по не изведанному еще пути Москва-Земля Франца Иосифа-Северная Земля-Петропавловск-Камчатский-о.Удд (ныне о.Чкалов), а ровно через год этот же героический экипаж вновь на самолете АНТ-25 выполнил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-США (аэродром Ванкувер).

    В июле 1937 г. самолет АНТ-25, ведомый экипажем в составе М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина, совершил второй беспосадочный перелет из Москвы в США (Сан-Джасинто) через Северный полюс.

    Материалы о выдающихся перелетах советских авиаторов представлены в зале на стендах и в витринах, на электрифицированном макете карты перелетов; экспонируется копия бортового журнала экипажа самолета АНТ-25.

    Замечательным подвигом летчиков, было спасение челюскинцев. В сложнейших метеорологических условиях арктической зимы (февраль-апрель 1934 г.) летчики вывезли на Большую землю всех участников экспедиции в составе 104 человек.

    20 апреля 1934 г. летчики А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнев, М.В.Водопьянов и И.В.Доронин за спасение челюскинцев первыми в стране были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Материалы о челюскинской эпопее размещены на стенде и турникете. Картина художника Ф. Решетникова запечатлела посадку челюскинцев на самолет.

    В мае 1937 г. отряд советских самолетов под руководством М.В.Водопьянова впервые в истории авиации совершил посадку на плавучую льдину на Северном полюсе. Первая в мире научная экспедиция на Северном полюсе под руководством И.Д.Папанина начала свою работу. В витрине зала кроме фотоматериалов, рассказывающих об этом, экспонируются планшет флаг-штурмана первой советской авиационной экспедиции на Северный полюс И.Т.Спирина, а также его бортовой журнал.

    К 1941 г. Советскому Союзу принадлежало 62 международных рекорда из 168 рекордов по дальности, скорости и высоте полета. О рекордных достижениях советских авиаторов рассказывают материалы, размещенные на стенде и в витрине.

Стратостат СССР-1    Воздухоплаватели также добивались значительных успехов. В сентябре 1933 г. стратостат "СССР" (командир экипажа Г.А.Прокофьев) установил мировой рекорд высоты, поднявшись на 19000 м. Ровно через четыре месяца аэронавты П.Ф.Федосеенко, И.Д.Усыскин и А.Б.Васенко на стратостате "Осоавиахим" достигли высоты 22000 м, на которую в то время не поднимался еще ни один человек в мире. В зале № 6 экспонируется гондола стратостата "СССР".

    Число самолетов с 1930 по 1939 г. возросло в 6,5 раза. К июню 1941 г. численность самолетного парка ВВС по сравнению с началом 1939 г. увеличилась более чем в 2 раза. Однако подавляющая часть самолетов (75-80%) была устаревших конструкций, уступавших по своим летно-тактическим данным однотипным самолетам фашистской Германии.

    Возросшая угроза нападения на нашу страну потребовала дальнейших мер по усилению ВВС. Учитывая это, осенью 1939 г. было принято решение о строительстве новых самолетостроительных и авиамоторных заводов. В 1939-1940 гг. конструкторские коллективы в короткий срок разработали, построили и предъявили к испытанию ряд опытных образцов новых боевых самолетов.

    Конструкторский коллектив, возглавляемый А.С.Яковлевым, построил легкий истребитель Як-1 с двигателем М-105П, который развивал скорость 580 км/ч, был вооружен пушкой ШВАК калибра 20 мм и двумя пулеметами ШКАС. Этот самолет был принят на вооружение.

    Конструкторская группа во главе с С.А.Лавочкиным, В.П.Горбуновым и М.И.Гудковым спроектировала истребитель ЛаГГ-3 с двигателем М-105П мощностью 1000 л.с.; он имел два пулемета ШКАС и один пулемет УБ, развивал на высоте 5000 м максимальную скорость 600 км/ч. В течение 1941-1943 гг. заводы выпустили 6500 таких самолетов.

    Группа конструкторов, возглавляемая А.И.Микояном и М.И.Гуревичем, разработала истребитель МиГ-3 с двигателем АМ-35А мощностью 1350 л. с. Самолет МиГ-3 на высоте 7000 м имел максимальную скорость 640 км/ч. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах. Вооружение самолета - один крупнокалиберный пулемет, и два пулемета ШКАС. В годы Великой Отечественной войны МиГ-3 использовался как высотный истребитель-перехватчик. В течение 1940-1941 гг. промышленность выпустила более 3300 этих самолетов.

    Высоким достижением авиационно-технической мысли явилось создание группой конструкторов под руководством С.В.Ильюшина штурмовика Ил-2, предназначенного для поддержки действий войск на поле боя. Впервые в мировой практике самолетостроения им удалось построить самолет, броня которого была составной частью его конструкции. Самолет Ил-2 имел мощное вооружение: два пулемета ШКАС, один пулемет УБ, две пушки ШВАК, реактивные снаряды; он мог брать до 600 кг бомб. По конструктивным, пилотажным и тактическим характеристикам самолет Ил-2 не имел себе равных в мире. Промышленность выпустила 36000 машин этого типа.

Пе-2    Среди самолетов, созданных перед войной, видное место занимал пикирующий бомбардировщик Пе-2, созданный коллективом во главе с В. М. Петляковым. Цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-105Р по 1100л. с. развивал скорость до 540 км/ч, стрелковое вооружение его состояло из пяти пулеметов, бомбовая нагрузка - до 1000 кг. Дальнейшая его модификация - самолет Пе-3 с двигателями ВК-107А мощностью до 1650 л. с. развивал скорость до 657 км/ч. Этот самолет выпускался небольшой серией и использовался в основном как разведчик. Самолет Пе-2 был основным фронтовым бомбардировщиком, применявшимся для решения многих задач. Заводы выпустили около 11500 самолетов Пе-2 и других его вариантов.

    К началу Великой Отечественной войны авиационной промышленностью было построено 1946 истребителей "Як", "МиГ", "ЛаГГ", 458 бомбардировщиков Пе-2 и 249 штурмовиков Ил-2.

    В экспозиции музея имеются модели советских самолетов с их тактико-техническими данными, а также таблицы конструктивных характеристик немецко-фашистской авиации.

 


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017