Зал 1 | Зал 2 | Зал 3 | Зал 4 | Зал 5 | Зал 6 | Зал 8 | Зал 9 | Зал 10
З А Л № 4 Экспонаты зала посвящены ведущим конструкторским бюро. Модели и фотографии самолетов, находящихся в витринах и на стендах, наглядно показывают развитие и совершенствование военных, пассажирских, транспортных самолетов и вертолетов, строившихся в нашей стране. Опытно-конструкторское бюро имени А.Н.Туполева. С 1923 г. по настоящее время создало много образцов самолетов различного назначения, в том числе первый цельнометаллический самолет АНТ-2. В этом бюро проектировались военные самолеты-разведчики Р-3 и Р-6, истребитель И-4 и тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 (Пе-8) и скоростной бомбардировщик СБ. Из гражданских самолетов следует назвать АНТ-9 и АНТ-14. В ходе Великой Отечественной войны был выпущен в серийное производство фронтовой бомбардировщик Ту-2. В послевоенные годы в бюро был создан тяжелый стратегический четырехмоторный бомбардировщик Ту-4. Проектировались и строились реактивные бомбардировщики и реактивные пассажирские самолеты. Первым дальним реактивным бомбардировщиком, принятым на вооружение советской авиации, был самолет Ту-16, а первым реактивным пассажирским самолетом Аэрофлота был Ту-104. В настоящее время на международных и внутренних авиатрассах летают известные всему миру воздушные лайнеры Ту-134, Ту-154, создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, имеющий скорость на высоте до 2500 км/ч. В конструкторском бюро А.Н.Туполева работали многие талантливые инженеры, которые впоследствии стали крупными авиационными конструкторами. Среди них А.А.Архангельский, В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов и др. Опытно-конструкторское бюро Н.Н.Поликарпова. Развернуло свою творческую деятельность в 20-е годы созданием самолетов различного назначения: истребителя Ил-400, разведчика Р-1, учебно-тренировочного самолета П-1, опытного образца пассажирского самолета ПМ-1 и др. Созданный этим ОКБ в 1927 г. учебный самолет У-2 (впоследствии названный По-2) десятки лет применялся для обучения полетам курсантов военных школ и аэроклубов. Модификация этой машины строилась в вариантах санитарного и штабного самолета связи. В годы Великой Отечественной войны самолеты По-2 широко использовались как новые легкие бомбардировщики. В предвоенные годы были сконструированы этим КБ и приняты на вооружение Советских ВВС истребители И-15, И-16, И-153. Опытно-конструкторское бюро имени С.В.Ильюшина. Проектировало главным образом бомбардировщики с большим радиусом действия и штурмовики. Во время Великой Отечественной войны заслуженную славу завоевали дальний бомбардировщик Ил-4 и штурмовики Ил-2 и Ил-10. После войны конструкторским бюро были созданы первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14. Широкую известность во всем мире получил замечательный пассажирский воздушный корабль Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями, турбореактивный самолет Ил-62, четыре двигателя которого развивают тягу 10500 кгс каждый, максимальная скорость его 900 км/ч, дальность полета свыше 10000 км, он может брать 186 пассажиров. Опытно-конструкторское бюро имени А.И.Микояна. В 1940 г. спроектировало высотный скоростной истребитель МиГ-1 с моторами АМ-35А, а в 1941 г.- его модификацию МиГ-3. В годы войны конструкторский коллектив спроектировал несколько опытных самолетов. После Великой Отечественной войны в 1946 г. этим ОКБ был создан реактивный истребитель МиГ-9, который находился длительное время на вооружении ВВС. Он имел два воздушно-реактивных двигателя РД-20. В 1949 г. был построен реактивный истребитель МиГ-15, а затем МиГ-17. Из последующих серийных самолетов нужно назвать сверхзвуковые истребители МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и др. В ОКБ А.И.Микояна были созданы экспериментальные самолеты Е-166, Е-266 и Е-133, на которых советскими летчиками были установлены мировые рекорды скорости и высоты полета. В 1967 г. на воздушном параде в Домодедово наряду с замечательными машинами других конструкторских бюро демонстрировались самолеты ОКБ А.И.Микояна с изменяющейся стреловидностью крыла, самолеты с коротким разбегом для взлета. Опытно-конструкторское бюро А.С.Яковлева. Начало свой творческий путь в 1927 г. с постройки первых легких спортивных и тренировочных самолетов. В 1936-1937 гг. легкие самолеты конструкции А. С. Яковлева УТ-1 и УТ-2 были приняты на вооружение военной авиации как учебно-тренировочные. Боевые самолеты конструкции А.С.Яковлева в большом количестве выпускались в годы Великой Отечественной войны, когда вслед за истребителем Як-1, построенным и принятым на вооружение ВВС в 1940 г., последовали крупные серии самолетов Як-7, Як-9, Як-3. Вскоре после войны, в 1946 г., был создан реактивный истребитель Як-15 с двигателем РД-10. На этом самолете летчики успешно переучивались с поршневых самолетов на самолеты с реактивными двигателями. Позже были сконструированы более совершенные образцы самолетов со скоростями полета, превышающими скорость звука. Помимо боевых самолетов конструкторский коллектив бюро после войны создал ряд новых учебных и спортивных самолетов, а в 1967 г.- скоростной реактивный комфортабельный пассажирский самолет для местных воздушных линий Як-40. В этом самолете впервые решена очень трудная техническая проблема - сочетание короткого разбега и пробега с высокой крейсерской скоростью. Салон самолета рассчитан на полет 32 пассажиров. Вскоре после самолета Як-40 был разработан пассажирский самолет Як-42 для авиалиний средней дальности, который брал на борт 120 человек. В этом ОКБ создан самолет вертикального взлета и посадки Як-36. Он находится в экспозиции музея. Кроме самолетов в ОКБ А. С. Яковлева в 1952 г. был разработан большой транспортный вертолет Як-24 ("летающий вагон") с двумя моторами АШ-82. Он состоял на вооружении военно-транспортной авиации. Вертолет Як-24 находится в экспозиции музея. Опытно-конструкторское бюро имени С. А. Лавочкина. В 1940 г. создало и запустило в серийное производство скоростной истребитель ЛаГГ-3 (конструкторы С.А.Лавочкин, В.П.Горбунов, М.И.Гудков). Во время Великой Отечественной войны на смену ему пришли более совершенные истребители Ла-5 и Ла-7 конструкции С.А.Лавочкина со звездообразными моторами воздушного охлаждения АШ-82. Эти истребители по всем основным боевым параметрам превосходили вражеские самолеты. В 1946 г. были построены самолеты Ла-9, а затем истребитель дальнего сопровождения Ла-11 с поршневым мотором. В 1948 г. был запущен в серию истребитель Ла-15 с реактивным двигателем РД-500. Это был первый советский самолет со стреловидным крылом и высоким горизонтальным хвостовым оперением. В дальнейшем конструкторским бюро был разработан и построен опытный образец истребителя-перехватчика Ла-250 со скоростью полета около 2000 км/ч и высотой полета 20000 м. Опытно-конструкторское бюро В.М.Мясищева. В годы войны создало опытный образец фронтового бомбардировщика с герметической кабиной. После войны в ОКБ проектировались крупнейшие бомбардировщики с реактивными двигателями. Одним из самых замечательных самолетов этого ОКБ является сверхзвуковой ракетоносец дальнего действия М-50. Некоторые самолеты ОКБ В.М.Мясищева, в том числе М-50, экспонируются в музее. Опытно-конструкторское бюро имени О.К.Антонова. Является основным коллективом по разработке самолетов транспортной авиации. Этим ОКБ было создано множество типов самолетов - от небольшого одномоторного самолета Ан-2, широко применявшегося в народном хозяйстве, до гигантских транспортных самолетов Ан-22 ("Антей") и АН-124 ("Руслан"). Самолет Ан-22 экспонировался на Парижской авиационной выставке в 1965г. и поразил посетителей и специалистов огромными размерами грузовых кабин и большой грузоподъемностью. Опытно-конструкторское бюро имени П. О. Сухого. Проектирует самолеты различного назначения. Под руководством П.О.Сухого в ОКБ А.Н.Туполева был построен самолет АНТ-25. В сентябре 1938 г. советские летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета. Этот перелет был осуществлен на самолете "Родина" (АНТ-37), созданном под руководством П.О.Сухого. В 1939 г. был построен разведчик-бомбардировщик Су-2, который применялся в первый период Великой Отечественной войны. В ходе войны были созданы опытные образцы бронированного штурмовика Су-6 и корректировщика Су-12. В послевоенный период ОКБ П.О.Сухого создало мощные реактивные сверхзвуковые боевые самолеты. Опытно-конструкторское бюро имени Г.М.Бериева. Проектировало самолеты для морской авиации различного назначения. В 30-е годы на вооружение авиации ВМФ были приняты самолеты МБР-2 (морской ближний разведчик) с мотором М-34 и Бе-2 с мотором М-25А. Во время Великой Отечественной войны был спроектирован и построен корабельный гидросамолет Бе-4 со складывающимся крылом. После войны были созданы самолет-амфибия Бе-8 с мотором АШ-21, патрульная летающая лодка Бе-6, первый в мире реактивный гидросамолет М-10 и др. Самолет-амфибия имеется в музее. В зале экспонируются модели и фотографии различных типов самолетов, в их числе летающие лодки М-5 и М-9 старейшего авиационного конструктора Д.П.Григоровича. Эти самолеты применялись еще в первой мировой и гражданской войнах. Их конструктор является создателем одного из первых советских истребителей И-2. Конструкторский коллектив во главе с В.Ф.Болховитиновым в 1942 г. создал первый в СССР реактивный самолет БИ-1 (А.Я.Березняка, А.М.Исаева) с жидкостным ракетным двигателем. Макет БИ-1 экспонируется в музее. До войны им был сконструирован и построен опытный образец дальнего бомбардировщика с четырьмя моторами. В нашей стране все большее значение приобретают вертолеты. Основная заслуга в этом принадлежит конструкторским коллективам М.Л.Миля и Н.И.Камова. Модели вертолетов этих коллективов экспонируются в музее. В 1948 г. поднялся в воздух первый советский вертолет Ми-1, созданный в ОКБ имени М.Л.Миля. Там же были созданы вертолеты: двухдвигательный пассажирский Ми-2, многоцелевые Ми-4 и Ми-24, тяжелый с турбовинтовыми двигателями Ми-6, крупнейший транспортный Ми-10 и самый тяжелый вертолет в мире В-12. Коллектив ОКБ имени Н.И.Камова сконструировал и построил ряд легких машин, с успехом работающих в различных областях народного хозяйства и в Военно-Морском Флоте. Широкое применение нашли вертолеты Ка-8, Ка-10, Ка-15, Ка-18. Создан новый легкий вертолет Ка-26. Эта машина отличается экономичностью, универсальностью и высокой маневренностью. Вертолет Ка-25 успешно используется в ВМФ. В зале № 4 экспонируются фотопортреты видных советских авиационных деятелей, вложивших большой труд в дело создания и развития отечественной авиации, в том числе портреты летчиков-испытателей, давших путевку в воздух многим опытным самолетам. В витринах зала имеется много фотографий экспериментальных самолетов оригинальных конструкций, созданных авиационными конструкторами до Великой Отечественной войны.
Зал 1 | Зал 2 | Зал 3 | Зал 4 | Зал 5 | Зал 6 | Зал 8 | Зал 9 | Зал 10
[ назад ]
|