Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10

З А Л  № 2

Посмотреть    Создавая армию и флот для защиты завоеваний социалистической революции, Коммунистическая партия, Советское правительство и лично В. И. Ленин большое внимание уделяли Военно-воздушным силам. В делах Совета Труда и Обороны, относящихся к 1918-1920 гг., хранятся многочисленные постановления и распоряжения, подписанные В. И. Лениным, а также его указания по вопросам строительства Воздушного Флота, развития авиационной промышленности, налаживания работы ее отдельных предприятий, организации и боевой деятельности авиационных отрядов.

    Только за 1918-1919 гг. Председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным написано более 200 документов по вопросам авиации.

Посмотреть    В музее экспонируются фотокопии 14 ленинских документов.

    В конце декабря 1917 г. была организована Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики (9 человек) под председательством летчика-инженера К. В. Акашева. С момента организации коллегии, по существу, началось создание и строительство Советского Воздушного Флота.

Посмотреть    В мае 1918 г. приказом Наркома по военным и морским делам Всероссийская коллегия была преобразована в Главное управление Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот) во главе с начальником и двумя комиссарами. Начальниками Главвоздухфлота последовательно были М. А. Соловов, А. С. Воротников, К. В. Акашев, А. В. Сергеев. Фотодокументы по этим вопросам, а также фотокопия Декрета СНК РСФСР об организации Красной Армии размещены в экспозиции.

    К октябрю 1917 г. в России имелось 18 действующих маломощных предприятий. Большинство из них могли только собирать и ремонтировать самолеты и двигатели.

Посмотреть    В ходе гражданской войны часть этих предприятий оказалась в руках противника. Налаживание производственной деятельности заводов, оставшихся на территории Советской Республики, было сопряжено с огромными трудностями: испытывалась острая нужда в квалифицированных кадрах, сырье, материалах. Для централизованного управления и координации работы различных предприятий авиационной промышленности в составе ВСНХ был создан специальный орган - Главное правление объединенных авиационных заводов (Главкавиа).

    В музее экспонируются фотокопии Декрета Совета Народных Комиссаров от 17 января 1918 г. за подписью В. И. Ленина о конфискации самолетостроительного завода "Андреев-Ланский и Ко", Постановления Совета Труда и Обороны от 16 июня 1920 г. об обеспечении авиационных предприятий рабочими-специалистами, улучшении их материального положения и др. Здесь же экспонируются модели самолетов "Сопвич", "Дехавилленд", "Эль-Фауге".

Посмотреть    За годы гражданской войны все авиационные предприятия выпустили 669 новых самолетов и около 270 двигателей. Такое количество самолетов не могло удовлетворить потребности авиаотрядов. Авиационные части пополняли свои потери в основном за счет трофейных самолетов, а также путем ремонта старых машин.

    На вооружении Красного Воздушного Флота имелись самолеты "Ньюпор", "Фарман", "Вуазен", "Сопвич", "Илья Муромец", "Лебедь-12", летающие лодки М-5 и М-9 и др. Их тактико-технические данные отличались большим разнообразием. Максимальные скорости полета самолетов находились в пределах 115-200 км/ч, практический потолок 4000-5000 м, вооружение, как правило, 1-2 пулемета.

Посмотреть    С большими трудностями решалась проблема укомплектования авиационных частей летными кадрами.

    Добровольческий принцип комплектования позволил привлечь в Красный Воздушный Флот силы старого воздушного флота России. Это были летчики-солдаты, мотористы и небольшое число бывших офицеров (летчиков, летчиков-наблюдателей и воздухоплавателей). К концу 1918 г. в Воздушном Флоте страны было 269 летчиков и 59 летчиков-наблюдателей.

Посмотреть    В музее экспонируется фотокопия объявления "От Коллегии Военного Воздушного Флота" о наборе добровольцев и договор о поступлении летчика-наблюдателя В.Я. Блинова на службу в Красный Воздушный Флот.

    Однако Воздушный Флот продолжал испытывать недостаток в кадрах. С введением в стране всеобщей воинской обязанности численность летно-подъемного состава стала быстро расти. Были созданы Московская и Егорьевская авиационные школы, которые за время гражданской войны подготовили 500 летчиков. Тем не менее в ходе гражданской войны в авиационных отрядах постоянно не хватало летного состава.

Посмотреть    В разделе "Авиационные кадры советской авиации" помещены фотоматериалы о Московской школе летчиков, фотокопия предписания Председателя СНК В. И. Ленина в школьный отдел Воздушного Флота о принятии в Московскую школу летчиков Н. П. Шебанова и М. П. Дауге, фотокопия телеграммы В. И. Ленина Минскому губвоенкому в отношении летнаба Ф. А. Арманд и др. Здесь же стоит скульптура "Ленин и красноармеец" скульптора Н. А. Щербакова.

    В марте 1918 г. была создана "Летучая лаборатория", преобразованная в 1920 г. в Научно-опытный аэродром (с 1926 г. НИИ ВВС). 1 декабря 1918 г. постановлением правительства был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Организатором и первым руководителем его был Н. Е. Жуковский. Под руководством Н. Е. Жуковского в ЦАГИ работали его выдающиеся ученики - С. А. Чаплыгин, В. П. Ветчинкин, Б. Н. Юрьев, А. Н. Туполев, Б. С. Стечкин, Г. X. Сабинин, А. А. Архангельский и др.

Посмотреть    В Постановлении СНК от 3 декабря 1920 г., отмечены огромные заслуги Н. Е. Жуковского в развитии авиационной науки.

    В музее демонстрируется ряд документов и фотографий о становлении советской авиационной науки, а также экспериментальный воздушный винт, изготовленный по расчетам Н. Е. Жуковского.

Посмотреть    28 октября 1917 г. по указанию В. И. Ленина был сформирован первый социалистический авиаотряд. В течение ноября и декабря 1917 г. в Петрограде было сформировано еще пять авиаотрядов.   Далее формирование авиационных частей пошло быстрыми темпами. К концу гражданской войны в составе Красного Воздушного Флота имелось 65 авиационных отрядов шестисамолетного   состава,   20 гидроотрядов,   дивизион   воздушных   кораблей   "Илья Муромец" и 28 воздухоплавательных отрядов.

    В зале экспонируются фотографии самолетов и личного состава первого социалистического и других авиационных отрядов, фотокопия распоряжения В.И.Ленина о сформировании авиадивизиона для Северо-Кавказского военного округа, схема расположения и подчинения авиачастей Красного Воздушного Флота на 1 декабря 1919 г.

Посмотреть    На стендах и витринах зала размещено много фотокопий документов за подписью В. И. Ленина, в которых он давал указания и рекомендации по применению авиации. Здесь телеграммы М. С. Кедрову с требованием направить летчиков для защиты г. Котласа, Реввоенсовету Восточного фронта относительно использования аэропланов для подавления мятежа белогвардейцев в Оренбургском и Уральском районах, Реввоенсовету Западного фронта в августе 1920 г. о широком использовании авиации для распространения агитационной литературы среди польского населения и солдат и др.

    В годы гражданской войны Красные летчики вели воздушную разведку, борьбу с самолетами противника, осуществляли связь между штабами и подчиненными им войсками, корректировали огонь артиллерии, наносили бомбардировочные удары по вражеским войскам и обстреливали их из пулеметов, прикрывали свои войска с воздуха. Кроме того, авиация применялась для распространения агитационно-пропагандистской литературы среди войск противника и населения, находящегося на временно оккупированной территории.

    В экспозиции имеется много фотодокументов, повествующих о боях против войск Колчака, Юденича, Деникина, Врангеля, белополяков и на Туркестанском фронте. Экспонируются материалы о подвигах летчиков Ф. А. Ингауниса, И. И. Петрожицкого, А. И. Томашевского, И. И. Южака, А. М. Лабренца; приказ Реввоенсовета Республики от 13 сентября 1918 г., в котором отмечен героизм красных летчиков в боях под Казанью; отзывы Реввоенсовета 1-й Конной армии и 1-й армии Туркестанского фронта, высоко оценивающие действия летчиков А. В. Понкратьева, А. И. Коваленко, В. П. Кохокоткина, П. М. Олехновича, С. Н. Никитина.

    В музее имеется копия письма фракции коммунистов Всероссийского Совета Воздушного Флота в полевое управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота по вопросу использования самолетов для агитационных целей, а также копии листовок и билетов на право перехода солдат белой армии на сторону Советской Республики, сбрасываемых с самолетов в тылу войск Колчака и Деникина.

    Из материалов музея видно, что за время иностранной военной интервенции и гражданской войны красные летчики совершили около 20000 самолето-вылетов, сбросили свыше 94 500 кг бомб, большое количество металлических стрел, 9000 кг агитационной литературы, сбили 21 самолет противника. Их героизм и воинское мастерство по достоинству оценила Родина. Почетными революционными Красными знаменами ВЦИК СССР были награждены: 1-й истребительный авиационный дивизион, 9-й воздухоплавательный и 35-й разведывательный авиационный отряды, а также 5-я тяжелая бомбардировочная эскадра. 219 авиаотрядов были награждены орденом Красного Знамени, 16 летчиков удостоены этого ордена дважды, среди них И. Ф. Воедило, В. Л. Мельников, С. Н. Никитин, А. К. Петренко, С. Я. Корф, Ю. И. Арватов, И. К. Михалюк, а П. X. Межерауп, Я. Н. Моисеев, И. У. Павлов, С. А. Монастырев, Е. М. Ухин - трижды. На стендах и в витринах размещены фотографии летчиков - героев гражданской войны с краткой характеристикой их боевых дел, список авиаотрядов, награжденных орденом Красного Знамени, выписка из приказа Реввоенсовета СССР от 18 августа 1933 г., в которой дана оценка роли Красного Воздушного Флота в победе над интервентами и белогвардейцами в гражданской войне: "Кровью лучших сынов трудового народа, погибших в боях с врагами пролетарской революции в годы гражданской войны, блокады и интервенции, внесено много страниц в книгу героических побед Красной Армии.


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2024