Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР



Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10

З А Л  № 5

    Бурное развитие авиационной промышленности, количественный и качественный рост самолетов требовали более широкой и совершенной подготовки кадров для авиации.

    Многочисленные документы экспозиции показывают, как проходило изучение молодежью моторов, самолетов, как выполнялись полеты учлетами на самолетах и планерах.

    По специальным наборам в учебные заведения ВВС было принято в 1931 г. 4 тыс. молодых коммунистов и комсомольцев, в 1936 г.- уже почти 7 тыс. Аэроклубы стали массовой школой подготовки резервов военной авиации. Число их быстро росло. В 1936 г. в стране насчитывалось 150 аэроклубов, в последующие годы их стало еще больше.

    В предвоенные годы в военных авиационных школах и аэроклубах получили авиационные специальности летчиков, штурманов, техников десятки тысяч юношей. За выдающиеся подвиги многие воспитанники удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них А. Е. Боровиков, В. Ф. Скобарихин, А. Ф. Мошин, В. П. Кустов, Ф. И. Шинкаренко, И. Г. Романенко, А. Н. Кобликов, а также дважды Герои Советского Союза С. И. Грицевец, Г. П. Кравченко, С. П. Денисов.

    Выполняя интернациональный долг, авиаторы активно участвовали в антифашистской войне испанского народа и в национально-освободительной войне в Китае. Отважные летчики А. А. Губенко, В. М. Бочаров, И. Т. Еременко, С. П. Супрун, А. К. Серов, Е. Н. Степанов служили примером мужества и боевого мастерства. Так, 25 октября 1937 г. в районе Барселоны летчик Е. Н. Степанов в ночном воздушном бою таранным ударом уничтожил фашистский самолет, отрубив винтом истребителя И-15 рули тяжелого трехмоторного бомбардировщика. Многие летчики отдали свои жизни за свободу народов Испании и Китая.

    Невиданное мужество и героизм проявили советские авиаторы-комсомольцы в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками. На следующий день после объявления о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину Центральный Комитет ВЛКСМ принял постановление, в котором потребовал перестройки работы комсомольских организаций на военный лад, повышения сплоченности, организованности и усиления бдительности. Главное внимание рекомендовалось уделить подготовке боевых резервов для Красной Армии и Флота, повышению трудовой активности и обеспечению всем необходимым фронта. Копия этого постановления находится в экспозиции музея.

    Война с фашистской Германией вызвала необходимость подготовки новых резервов для Военно-воздушных сил. 11 июля 1941 г. правительство поставило перед Осоавиахимом задачу - в крайне сжатые сроки подготовить для ВВС 25 тыс. человек. Уже через 10 дней более 15 тыс. молодых людей были направлены в летные школы и училища.

    ЦК ВЛКСМ и командование ВВС в первые дни войны провели большую работу по формированию авиационных частей из числа комсомольцев. Уже к концу 1941 г. первые комсомольские эскадрильи вступили в схватку с врагом.

    По призыву ЦК ВЛКСМ на защиту Родины встали вместе с мужчинами тысячи девушек-комсомолок. Из добровольно пришедших в армию летчиц были сформированы три авиационных полка: 586 иап, 587 бап, 388 нбап, личный состав которых в течение всей войны, проявляя стойкость и мужество, успешно громил фашистских захватчиков.

    Славный боевой путь прошел комсомольский бомбардировочный авиационный полк, командиром которого был М. Еренков. За время войны летчики этого полка совершили свыше 15 тыс. успешных боевых вылетов и нанесли врагу большой урон. За боевые подвиги полк был награжден орденом Красного Знамени и удостоен почетного наименования "Трансильванский". Весь личный состав полка награжден орденами и медалями.

    Защищая Родину, комсомольцы-летчики проявляли беспримерный героизм, отвагу, мужество. Виктор Талалихин в небе Москвы в ночь на 7 августа 1941 г. таранным ударом уничтожил фашистский бомбардировщик. Героический подвиг совершил летчик-истребитель Т. М. Фрунзе. 19 января 1942 г. под Старой Руссой в паре с лейтенантом И. Шутовым он вступил в бой с 30 вражескими бомбардировщиками и 8 истребителями. Отважные летчики вынудили фашистов сбросить бомбы на свои войска. В неравной схватке, когда самолет Шутова был сбит, Фрунзе продолжал вести бой один с армадой гитлеровцев до последней минуты. Т. М. Фрунзе посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

    8 сентября 1942 г. под Сталинградом летчик-истребитель Б. Гомолко в своем первом боевом вылете вступил в схватку с 10 фашистскими бомбардировщиками, в неравном бою сбил два вражеских самолета, из которых один -таранным ударом. Приземлившись с парашютом, молодой пилот вступил в борьбу с двумя сбитыми им гитлеровскими летчиками, одного из них убил, а другого взял в плен.

    Прикрывая Дорогу жизни, летчик-истребитель комсомолец С. Горгул в неравном бою был смертельно ранен, но сумел посадить свой самолет на лед. Коченеющей рукой он написал на листке блокнота: "Родина, комсомол, я дрался с врагом, как клялся, получая комсомольский билет, не жалея собственной жизни. Я умираю, но знаю, что мы победим. Я честно выполнил свой долг. Прощайте, друзья! Прощайте, ленинградцы!"

    В зале широко представлены групповые и индивидуальные фотографии молодых летчиков - активных участников воздушных боев и сражений.

    В начале 1945 г. на предприятиях страны работало 155 тыс. комсомольско-молодежных бригад, насчитывающих в своем составе более миллиона юношей и девушек. На заработанные на воскресниках и собранные молодежью средства в годы войны были построены сотни самолетов и танков. Сокрушительные удары по врагу наносили экипажи эскадрилий самолетов "Комсомолец Кузбасса", "Комсомолец Заполярья", "Комсомолец Нарыма" и др.

    В боевых буднях послевоенных лет воины-комсомольцы на деле доказывали, что они являются достойными наследниками и продолжателями замечательных традиций отцов.

    В зале экспонируются многочисленные рапорты воинов-авиаторов о высоких достижениях в боевой и политической подготовке, вымпелы комсомольских организаций частей ВВС, полученные за успехи в ратном труде, вымпел ЦК ВЛКСМ, побывавший на борту космического корабля "Союз-10" и станции "Салют" в апреле 1971 г., модели самолетов, памятные медали и различные подарки. На стендах фотографии воинов-авиаторов, достигших высоких показателей в социалистическом соревновании. В центральной части экспозиции на широких орденских лентах, спускающихся от потолка до пола, смонтированы крупные макеты шести орденов, которыми награжден Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017