Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР



Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10

З А Л № 6

    Экспозиция следующего зала-ангара посвящена Великой Отечественной войне. В нем представлены боевые самолеты, на которых советские летчики вступили в войну и которые поставляла авиационная промышленность в тяжелое военное время.

    Победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне вошла не только в летопись нашего государства, но и в мировую историю.

    В разгроме гитлеровского вермахта, в полном разгроме фашизма вместе со всеми Вооруженными Силами важную роль сыграла и наша авиация.

    В зале помещены материалы о боевых действиях авиации в операциях 1941-1945 гг. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война - самая тяжелая и жестокая из всех войн, пережитых нашей страной.

    Против Советского Союза гитлеровская Германия и ее союзники сосредоточили 5,5 млн человек, 47 200 орудий и минометов, 4300 танков и штурмовых орудий, 4980 самолетов. Такой громадной и хорошо вооруженной армии история войн еще не знала.

    Война застала советскую авиацию в процессе перевооружения. Намеченные мероприятия предполагалось закончить во второй половине 1941 и в начале 1942 г. Фактически к началу войны процесс оснащения авиации новой боевой техникой только начался. На 22 июня 1941 г. в частях ВВС самолетов новых типов было только 1540, что составляло 15-20% общего числа самолетов, имевшихся в западных приграничных военных округах.

    В экспозиции музея экспонируется Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным, профсоюзным и комсомольским организациям прифронтовых областей, которая стала программой борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В ней говорится о необходимости мобилизовать все силы народа для разгрома врага.

    Здесь же находится фотокопия газеты "Правда" от 3 июля 1941 г. с речью Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина. В этой речи были разъяснены основные положения Директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б).

Ил-2    Авиаторы, как и все советские воины, самоотверженно вступили в единоборство с сильным и коварным врагом, проявляя беспримерное мужество и непоколебимую волю к победе. Летчики-истребители Л. Т. Бутелин, С. М. Гудимов, А. С. Данилов, И. И. Иванов, Д. В. Кокарев и П. С. Рябцев в напряженных воздушных боях первого дня войны таранными ударами сбили вражеские самолеты. За годы войны советские летчики свыше 500 раз таранили воздушного противника. Многие летчики произвели по два тарана, а А. С. Хлобыстов применил его трижды. В числе воздушных воинов, совершивших столь мужественные подвиги, есть и женщины. 12 сентября 1941 г. в районе г. Сумы в воздушном бою с группой истребителей противника комсомолка Е. И. Зеленко направила свой горящий самолет на врага. Два пылающих самолета рухнули на землю. Это был первый в мире таран, совершенный женщиной.

    Легендарный подвиг совершил командир авиаэскадрильи коммунист капитан Н. Ф. Гастелло, направивший свой горящий самолет в скопление гитлеровской боевой техники. Капитан Н. Ф. Гастелло посмертно удостоен высшей правительственной награды-звания Героя Советского Союза, а его имя навечно занесено в списки авиационного полка. За годы войны более 400 советских летчиков повторили подвиг Гастелло.

    В экспозиции помещено фото прославленного летчика-командира 401-го истребительного авиационного полка Героя Советского Союза подполковника С. П. Супруна, который в начале Великой Отечественной войны был награжден второй медалью "Золотая Звезда". На одном из фото у самолета И-16 снят старший лейтенант Н. В. Терехин. 20 июля 1941 г. в одном бою он сбил трех "юнкерсов": одного огнем из пушки и двух таранными ударами. Сам, раненный, выбросился на парашюте, но 27 июля, едва оправившись от болезни, снова пошел в бой и сбил еще один бомбардировщик. В экспозиции фотография командира эскадрильи 131 иап капитана В. И. Давидкова; за первые три месяца войны он лично сбил пять самолетов противника. Здесь же фотографии участников первого налета на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г.- Героев Советского Союза подполковника Е. Н. Преображенского и капитана П. И. Хохлова.

    Примеры бесстрашия и мужества показывали политработники-авиаторы. Так, старший политрук военком эскадрильи 144-й истребительной авиационной дивизии Б. М. Васильев совершил десятки боевых вылетов, громил беспощадно врага на земле и в воздухе. За выдающиеся подвиги 20 ноября 1941 г. он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

    С первых дней Великой Отечественной войны еще полнее раскрылась направляющая и организующая роль Коммунистической партии, ее тесная и неразрывная связь с массами.

    С начала Великой Отечественной войны враг узнал силу ударов советской авиации.

    За первые три месяца войны в воздушных боях и на аэродромах уничтожено до 3500 фашистских самолетов. За этот же период произведено 250 тыс. самолето-вылетов, при этом 47% всех вылетов совершено на уничтожение танковых и моторизованных колонн противника и его войск на поле боя.

    30 сентября началось наступление немецко-фашистских войск на Москву. Тысячи орудий и минометов, сотни немецких бомбардировщиков обрушили лавину огня на наши оборонительные позиции. Начавшееся наступление фашистов поддерживалось массированными налетами авиации противника на нашу столицу.

    В дни героической обороны Москвы советская авиация во взаимодействии с войсками ПВО успешно справилась с задачей прикрытия столицы от налетов воздушного противника.

    За два месяца боев авиация фронтов и ПВО столицы совершила более 31 тыс. самолето-вылетов. Под Москвой советская авиация впервые завоевала оперативное господство в воздухе, обеспечив благоприятные условия для действий сухопутных войск. В боях за родную столицу наши летчики совершили более 100 тыс. боевых самолето-вылетов и уничтожили в воздушных боях и на аэродромах около 2000 вражеских самолетов. На самолете МиГ-3 в начале войны летал А. И. Покрышкин. За выдающиеся подвиги в воздушных боях и за 59 уничтоженных вражеских самолетов он первым в Великой Отечественной войне был трижды удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

    В экспозиции, относящейся к боевым действиям авиации в битве под Москвой, помещены фотографии летчиков-истребителей: Е. М. Горбатюка, А. Ф. Ковачевича, Г. А. Григорьева, А. Н. Катрича и многих других, которые вступали в неравный бой с врагом и выходили победителями. Алексей Катрич в небе под Москвой уничтожил пять вражеских самолетов, два из них сбил таранными ударами.

    Четыре вражеские машины сгорели от метких очередей Евгения Горбатюка и Аркадия Ковачевича на подступах к столице.

    Среди многих снимков выделяется документальная фотография, на которой М. И. Калинин вручает Виктору Талалихину Золотую Звезду Героя Советского Союза. Здесь же на стенде фотографии командующих ВВС: Западного фронта Ф. Г. Мичугина, Калининского фронта Н. К. Трифонова, Брянского фронта Ф. П. Полынина, ВВС МВО Н. А. Сбытова и командира 6 иап ПВО И. Д. Климова.

    В самый разгар ожесточенных боев под Москвой родилась авиационная гвардия. 6 декабря 1941 г. приказом Народного комиссара обороны СССР за проявленные личным составом высокое мастерство, мужество и героизм шесть авиационных полков - 29, 526, 155 иап, 31 бап, 129 иап и 215 шап - были преобразованы в гвардейские (командиры майоры А. П. Юдаков, Н. П. Метелкин, А. Ф. Шпак, подполковник Ф. И. Добыш, майор Ю. М. Беркаль, подполковник Л. Д. Рейно).

    Зимой 1941 -1942 гг. на полях Подмосковья был навсегда развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. Историческую победу под Москвой в экспозиции отображает триптих художников А. В. Бревнова и П. Н. Тарасова.

    С особым ожесточением фашисты рвались к Ленинграду. Для осуществления своих варварских планов гитлеровское командование выделило крупные силы авиации. Советские летчики совместно с наземными войсками мужественно защищали город Ленина и сорвали замысел врага. Осажденному Ленинграду помогала вся страна. За 900 дней блокады только летчики доставили населению города и войскам более 17 тыс. тонн различных грузов, вывезли свыше 150 тыс. детей, женщин, раненых и больных.

    В экспозиции, посвященной героической обороне Ленинграда, есть фотография города тех суровых дней. В его небе несут боевую вахту патрулирующие истребители. Рядом документальные снимки: вручение секретарем ЦК ВКП(б) членом Военного совета Ленинградского фронта А. А. Ждановым гвардейского Знамени авиационной части, фотография дороги по Ладожскому озеру, по которой идет транспорт с грузами под при крытием истребителей и др. Все они помогают   почувствовать высокий моральный дух, несгибаемое мужество защитников города-героя.

    В небе Ленинграда прославились выдающиеся мастера воздушного боя и штурмовых действий: дважды Герои Советского Союза В. А. Алексенко, А. Т. Карпов, Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, Г. М. Паршин, П. А. По-крышев, А. Н. Прохоров. На стенде фотографии М. П. Жукова, С. И. Здоровцева, П. Т. Харитонова, которые в воздушных боях под Ленинградом проявили высокое мастерство и отвагу и первыми в начале Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза. Рядом фотографии летчиков, чьи имена навсегда вошли в боевую летопись нашего народа: П. А. Пилютова, А. Т. Севастьянова, Л. Г. Белоусова, Н. Я. Тотмина и многих других мужественных защитников ленинградского неба.

    В грозные для нашей Родины дни вместе с отцами, братьями и мужьями на ее защиту встали женщины. Они самоотверженно трудились в авиационных частях. В экспозиции музея размещены материалы, отражающие боевую деятельность советских женщин-авиаторов.

    За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом высокое боевое мастерство и отвагу 30 летчиц удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них Е. А. Жигуленко, А. Л. Зубкова, Е. В. Рябова, К. Я. Фомичева, М. И. Долина, М. П. Чечнева и др.

    К осени 1942 г. отечественная промышленность дала Советской Армии большое количество разнообразной современной техники и вооружения, среди которой было 25436 самолетов, не уступавших самолетам фашистской Германии.

    Создались условия для массового перевооружения частей новой авиационной техникой. Весной 1942 г. Ставка ВГК приняла решение о создании воздушных армий на базе ВВС общевойсковых армий и ВВС фронтов в целях обеспечения гибкости и оперативности управления боевыми действиями авиации и массирования ее усилий на главных направлениях. Осенью 1942 г. начали формироваться авиационные корпуса резерва ВГК, которые были мощным средством усиления воздушных армий.

    Летом 1942 г. важнейшие военные события развернулись на южном крыле советско-германского фронта. Центральным событием явилась битва под Сталинградом.

    На сталинградском направлении немецко-фашистское командование сосредоточило отборные войска. С воздуха их поддерживали эскадры 4-го немецкого воздушного флота, в составе которых насчитывалось около 1200 самолетов.

    Войска Сталинградского фронта уступали противнику в живой силе в 1,7 раза, а по количеству техники - в 1,3-2 раза. В авиации превосходство врага было еще большим. Входившая в состав фронта 8-я воздушная армия под командованием генерала Т. Т. Хрюкина насчитывала на 17 июля 1942 г. всего немногим более 400 самолетов. Кроме того, здесь действовало 150- 200 бомбардировщиков авиации дальнего действия (командующий А. Е. Голованов), 60 истребителей 102-й авиационной дивизии ПВО (командир полковник И. И. Красноюрченко). На вооружении фронтовой авиации было около 75% самолетов устаревших типов.

    Придавая большое значение обороне Сталинграда, Ставка ВГК провела ряд мероприятий по усилению группировки советских войск, в том числе усилена и авиация. Так, только в 8 ВА в июле было направлено 10 авиационных полков, насчитывающих 200 самолетов.

    Советские войска в ожесточенных боях остановили наступление немецко-фашистских войск. Летчики, поддерживая обороняющиеся войска, действовали с большой активностью, совершая по 2-3 и более вылетов в день. Они днем и ночью наносили удары по живой силе и боевой технике врага на поле боя, действовали по его коммуникациям и аэродромам, непрерывно вели разведку.

    В экспозиции музея много документов, раскрывающих действия авиации в сражении под Сталинградом. Среди них фотография прославленного мастера бомбовых ударов дважды Героя Советского Союза капитана В. С. Ефремова, фотографии мастеров воздушного боя А. В. Алелюхина, Амет-хан Султана, И. И. Клещева, М. Д. Баранова и др.

    В боях на Волге проводили большую воспитательную работу политработники авиачастей. Они не только призывали словом, но и показывали примером, как нужно беспощадно уничтожать гитлеровских захватчиков. Так, комиссар 788-го истребительного авиационного полка старший политрук В. Ф. Башкиров лично сбил шесть вражеских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза.

    В это суровое время лучшие летчики, инженеры, техники, механики, стрелки-радисты вступали в партию. Коммунисты-авиаторы были славным авангардом Военно-воздушных сил, олицетворением мужества, стойкости, беспредельной преданности Родине, идеям коммунизма. Своими подвигами они увлекали всех воинов на самоотверженную борьбу с фашистскими захватчиками. На одном из фото в экспозиции музея показано вручение партийных билетов отважным воинам-сталинградцам.

    Документальные снимки засвидетельствовали членов Военного совета Юго-Западного фронта во время заседания, а также командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации А. А. Новикова с командующим 16-й воздушной армией генерал-майором авиации С. И. Руденко за разработкой плана боевых действий авиации.

    Героическим защитникам города помогала вся страна. В самый разгар ожесточенной битвы колхозники Тамбовской области положили начало массовому патриотическому движению-сбору средств на вооружение Красной Армии. Почин тамбовцев подхватили трудящиеся других областей. Тысячи и тысячи советских людей отдавали свои трудовые сбережения и ценные вещи в Фонд обороны страны. Колхозники Саратовской области собрали 33,5 млн рублей на строительство боевых самолетов в подарок Сталинградскому фронту. Всего за период войны было передано в ВВС 2565 боевых самолетов, построенных на средства, собранные трудящимися Советского Союза.

    В ходе ожесточенных оборонительных боев 6-я немецко-фашистская армия, наступавшая на Сталинград, понесла столь большие потери, что ее военная мощь к середине ноября 1942 г. была окончательно надломлена. Это результат успешных действий всех советских воинов, в том числе и авиаторов. Активно поддерживая оборонявшиеся войска, они совершили свыше 77 тыс. боевых вылетов, сбросили на врага около 23 тыс. тонн бомб, уничтожили более 2100 фашистских самолетов.

    Измотав и обескровив врага в оборонительном сражении, войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов 19-20 ноября перешли в решительное контрнаступление.

    К началу контрнаступления воздушные армии фронтов были усилены, в результате наша авиация в 1,2 раза превосходила противника. В составе 2, 17, 16 и 8-й воздушных армий (командующие генералы К. Н. Смирнов, С. А. Красовский, С. И. Руденко, Т. Т. Хрюкин) насчитывалось 1414 самолетов, из которых около 75% составляли самолеты новых типов.

    В ходе контрнаступления советские войска окружили, а затем и разгромили 330-тысячную группировку врага. Гитлеровское командование предусматривало воздушным путем ежедневно перебрасывать окруженным войскам 500 т различных грузов. Но планы врага потерпели крах. Советское командование организовало воздушную блокаду. Изолированная с суши и с воздуха, многотысячная армия врага была лишена поддержки извне. Тем самым была оказана большая помощь нашим войскам при окончательном ее разгроме.

    В экспозиции музея есть схема организации советским командованием воздушной блокады, а также документальные снимки действий нашей авиации по живой силе и боевой технике врага, его аэродромам. Здесь же фотографии летчиков, командиров авиационных соединений и частей, отличившихся при окружении и разгроме врага.

    В огне Сталинградской битвы мужала и крепла советская авиационная гвардия. За проявленные в боях отвагу, мужество и героизм личного состава десять авиационных дивизий (102, 220, 268-я истребительные, 226-я и 228-я штурмовые, 263-я бомбардировочная, 272-я ночная бомбардировочная, 3, 17 и 24-я дальнебомбардировочные), которыми командовали полковники И. Г. Пунтус, А. В. Утин, Б. А. Сиднев, подполковник Ф. 3. Болдырихин, полковники Г. И. Комаров, Ф. И. Добыш, П. О. Кузнецов, Д. П. Юханов, генерал Е. Ф. Логинов, полковник Н. А. Волков, преобразованы в гвардейские, 35 авиационных частей и соединений получили почетные наименования "Сталинградские", "Донские" и др., 40 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза и три тысячи авиаторов награждены орденами и медалями.

    О героических действиях авиаторов в битве на Волге напоминают экспонируемые в зале № 8 Боевые Знамена частей и соединений, отличившихся в битве под Сталинградом: 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного Сталинградского ордена Суворова полка, 78-го гвардейского штурмового авиационного Волжского Краснознаменного полка, 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.

    В битве под Сталинградом немецко-фашистская армия потерпела крупное поражение. Победа, одержанная Советской Армией, круто изменила ход второй мировой войны, явилась началом ее коренного перелома.

    В достижение этой исторической победы советская авиация внесла достойный вклад. Крылатые воины совершили свыше 116 тыс. боевых вылетов, сбросили более 31 тыс. тонн бомб, уничтожили сотни танков, тысячи орудий, более 4400 вражеских самолетов.

    Весной 1943 г. развернулись грандиозные воздушные сражения над Кубанью. С обеих сторон в нем приняли участие около 2000 самолетов. Для советских летчиков эта воздушная битва была подлинной школой мужества и боевого мастерства.

    Воздушным боям на Кубани посвящены многие материалы экспозиции. На групповых фотографиях запечатлены талантливые летчики-истребители А. И. Покрышкин, братья Дмитрий и Борис Глинка, А. Ф. Клубов, Г. А. Речкалов, В. И. Фадеев, П. К. Козаченко и многие другие советские асы. Здесь же летчики 298-го истребительного авиационного полка во главе со своим командиром Героем Советского Союза И. А. Тараненко, уничтожившие в небе Кубани 112 вражеских самолетов. На одной из фотографий группа офицеров 3 ИАК, которым командовал прославленный летчик дважды Герой Советского Союза Е. Я. Савицкий, осматривает вражеский самолет, летчика которого капитан П. Т. Тарасов вынудил совершить посадку на советский аэродром.

    На других фотографиях запечатлены командующий ВВС Северо-Кавказского фронта генерал К. А. Вершинин, командующие 4-й и 5-й воздушными армиями генералы Н. Ф. Науменко и С. К. Горюнов и командиры авиационных соединений. Это под их руководством летчики за два месяца воздушных боев уничтожили 1100 самолетов врага, из которых более 800 были сбиты в воздушных боях.

    В воздушных сражениях на Кубани широко применялись радиосредства для управления воздушными боями с земли и наведения самолетов на цель. Экспонируется документальная фотография, на которой летчики, находящиеся в воздухе, получают указания с пункта наведения.

    За высокое боевое мастерство, мужество и отвагу в боях на Кубани 52 летчика удостоены звания Героя Советского Союза. На одной из фотографий заместитель командующего 4-й воздушной армией генерал Ф. Ф. Ве-ров вручает отважному летчику капитану Н. Ф. Смирнову орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

    Героический труд рабочего класса в тылу позволил советской авиационной промышленности полностью обеспечить потребности фронта в самолетах. Большая заслуга в создании первоклассной авиационной техники принадлежит конструкторским бюро и их талантливым руководителям. Летом 1942 г. на фронт начали поступать модифицированные истребители конструкции А. С. Яковлева Як-7Б, скорость которых по сравнению с Як-1 была увеличена почти на 20 км/ч, а дальность действия - на 50 км. Несколько позже был запущен в серийное производство самолет Як-9, который выпускался в различных модификациях: Як-9Т с пушками калибров 37 и 45 мм, затем Як-9Д и Як-9ДД с дальностью полета 1400 и 2200 км. Потом был построен разведчик Як-9Р и истребитель-бомбардировщик Як-9Б.

    Учебный двухместный самолет У-2, конструкции Н.Н.Поликарпова. Этот тихоход в годы войны стал легким ночным бомбардировщиком. На нем успешно воевал женский полк. 23 летчицы стали Героями Советского Союза.

    Следующий самолет этого же конструкторского бюро Р-5 в годы войны применялся как ближний разведчик, ночной бомбардировщик, в качестве связного и санитарного.

    Один из лучших в мире истребителей И-16, КБ Н.Н.Поликарпова, успешно применялся в локальных войнах в Испании, Китае, Монголии, в финской кампании. На нем наши летчики начали воевать с первых дней Великой Отечественной войны. На И-16 появились первые Герои Советского Союза в Великую Отечественную войну.

Ла-7    Истребитель МиГ-3 - на нем в начале Великой Отечественной войны открыл свой боевой счет трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин.

    Конструкторский коллектив под руководством С. А. Лавочкина в конце 1943 г. создал истребитель Ла-7. Этот самолет имел максимальную скорость на высоте 6000 м 680 км/ч, практический потолок 11 800 м. В музее экспонируется истребитель Ла-7, на котором закончил войну трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. На этом самолете прославленный ас в воздушных боях сбил 17 фашистских самолетов, а всего за период войны он уничтожил 62 вражеские машины.

На этом самолете прославленный ас в воздушных боях сбил 17 фашистских самолетов    Як-9у - один из серии самых легких и скоростных истребителей того периода. На "яках" воевали тысячи советских летчиков, а также французский полк "Нормандия-Неман", польские и болгарские летчики.

    Двухместный бронированный штурмовик Ил-2 в наших войсках называли "летающий танк". Имея уникальную броневую защиту, пушечно-ракетное и бомбовое вооружение, он был грозой для врага и оказывал неоценимую помощь наземным частям и соединениям при проведении операций.

    Пе-2 начал поступать на вооружение авиационных частей перед войной и до ее окончания являлся основным фронтовым бомбардировщиком. На нем прославленный мастер пикирующего бомбового удара И.С.Полбин стал дважды Героем Советского Союза. На Пе-2 успешно воевал женский полк, сформированный известной летчицей М.М.Расковой.

    Истребитель Р-63 "Кингкобра" поставлялся Соединенными Штатами Америки в порядке помощи Советскому Союзу. На предшествующем этому типу истребителе Р-39 "Аэро-Кобра" в конце 1944 г. А.И.Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза, сбив 46 немецко-фашистских самолетов. Всего же на его боевом счету 59 побед.

    Коллектив конструкторов во главе с А. С. Лавочкиным внедрил в серийное производство истребитель Ла-5. По боевым качествам, в частности по скорости, этот истребитель превосходил немецкие "мессершмитты".

    Летом 1942 г. был принят на вооружение фронтовой бомбардировщик Ту-2 конструкции А.Н. Туполева. Этот самолет, находящийся в экспозиции музея, развивал скорость 547 км/ч, поднимался на высоту 9600 м и имел дальность полета 2050 км. На вооружении самолета были 3 пулемета калибра 12,7 мм и две 20-мм пушки, бомбовая нагрузка до 3000 кг.

    В экспозиции, отражающей работу тыла страны, фотографии, запечатлевшие сборку самолетов и авиационных моторов на конвейере, отправку их на фронт, и другие материалы, показывающие работу тружеников тыла.

    В зале музея выставлены авиационные бомбы различных назначений и калибров, авиационные реактивные снаряды, бомбардировочные прицелы, навигационные и пилотажные приборы и приборы контроля работы двигателя.

    На специальной витрине экспонируется стрелковое и артиллерийское вооружение самолетов (пулеметы ШКАС, УБ, пушки ШВАК-20, Б-20, ВЯ-23, НС-23, Н-57).

    В начале войны наши истребители были вооружены 20-мм пушками ШВАК (Шпитальный, Владимиров - авиационная крупнокалиберная) или крупнокалиберными (12,7-мм) пулеметами УБ (универсальный Березина) в сочетании с пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм (Шпитальный, Комарицкий - авиационный скорострельный). Оборонительное вооружение бомбардировщиков состояло из подвижных установок с пулеметами ШКАС.

    В 1941 г. конструкторами А. А. Волковым и С. Я. Ярцевым была создана 23-мм авиационная пушка, названная ВЯ-23. В том же году группа конструкторов под руководством А. Э. Нудельмана и А. Ф. Суранова завершила разработку 37-мм пушки, получившей название НС-37. Эта мощная авиационная пушка, снабженная осколочными и бронебойными снарядами, стала весьма эффективным средством борьбы как с воздушными, так и с разнообразными наземными целями. Пушка НС-37 устанавливалась на отдельных сериях самолетов-истребителей Як-9Т и штурмовиков Ил-2.

    Большое место в экспозиции занимают средства авиационной связи, сыгравшие важную роль в обеспечении надежного и непрерывного управления авиацией.

    К началу Великой Отечественной войны на вооружении ВВС имелись самолетные радиостанции: для истребительной и штурмовой авиации - радиостанции РСИ-3 и РСИ-4, для разведывательной-РСР-1 и бомбардировочной- РСБбис. Они обеспечивали двустороннюю радиосвязь между самолетами в полете и радиостанциями командных пунктов управления.

    В ходе войны были созданы новые радиостанции: для истребителей и штурмовиков - РСИ-6 и РСИ-6МУ, для разведчиков - РСР-2бис, для бомбардировщиков- РСБ-3бис, которые обеспечивали связь экипажей самолетов, находящихся в воздухе, с землей.

    Для связи с самолетами, находящимися в полете, на командных пунктах частей, соединений и объединений имелись радиостанции 5АК, НАК, РАТ, РА, РАФ-КД, РСБ-Ф.

    В экспозиции музея представлены радиостанции РСИ-6, РСБ-Збис, РСБ-Ф, РАФ-КВ-3 и др.

    На вооружении истребительной авиации ПВО в 1941 г. были радиолокационные станции "Редут", а позже "Пегматит". Они применялись для обнаружения самолетов противника, наведения своих истребителей на обнаруженные цели, обеспечения привода своих истребителей на аэродромы посадки. Позднее радиолокационные станции использовались и во фронтовой авиации.

    Применение радиолокационных станций значительно повысило эффективность наведения и управления боевыми действиями истребительной авиации.

    В экспозиции зала № 6 выставлены фотоаппараты, применявшиеся для воздушного фотографирования в начале войны: АФА-13, АФА-1, АФА-И, АФА-5, АФА-27Т, НАФА-19, АФА-ЗС, АФА-33.

    В 1942 г. на вооружение ВВС были приняты фотоаппараты АФА-33/20, АФА-33/50, АФА-ПМ с улучшенными тактико-техническими данными. В 1944 г. в строевые части ВВС начали поступать длиннофокусные аппараты АФА-33/75, АФА-33/100 с фокусными расстояниями соответственно 75 и 100 см и фотоаппарат для ночных съемок НАФА-13. Применение длиннофокусных фотоаппаратов позволило значительно увеличить высоту полетов на воздушную разведку (до 7500-10000м) и свести к минимуму боевые потери самолетов-разведчиков.

Двигатель    В музее собрано более 120 авиационных двигателей довоенного производства, периода войны и послевоенного времени. В годы войны совершенствовались главным образом те образцы, которые находились в массовом производстве еще в предвоенные годы,- это двигатели ОКБ А. А. Микулина, В. Я. Климова и А. Д. Швецова.

    Широкое применение получили двигатели жидкостного охлаждения, спроектированные коллективом во главе с А. А. Микулиным,- АМ-34, АМ-38 и АМ-42. Двигатель АМ-34 устанавливался на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3, Пе-8, имел взлетную мощность 1260 л. с., а АМ-38 и АМ-42 - на штурмовиках Ил-2 и Ил-10. Двигатель АМ-38 имел мощность 1600 л. с., в процессе производства был форсирован по оборотам и наддуву (АМ-38Ф), в результате чего его взлетная мощность увеличилась на 100 л. с. Это позволило сократить длину разбега самолетов Ил-2 и увеличить максимальную скорость. Двигатель АМ-42 имел существенные конструктивные улучшения, благодаря чему увеличилась его взлетная мощность до 2000 л. с.

Двигатель    Большое распространение в период Великой Отечественной войны получили созданные конструкторским бюро во главе с В. Я. Климовым двигатели М-100, М-103, М-105, ВК-107, ВК-108. Каждый из них выпускался в нескольких модификациях. Двигатель М-103, созданный на базе М-100, М-100А, имел взлетную мощность до 1000 л. с.

    В начале 1941 г. в серийное производство были запущены две модификации более мощного двигателя М-105. Двигатели М-105ПФ и М-105РФ имели взлетную мощность 1210 л. с. Двигатель М-105РФ устанавливался на бомбардировщике Пе-2, а М-105ПФ-на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, а затем на Як-7 и Як-7Б. Двигатель М-105 был еще раз модифицирован в 1944 г. и под маркой ВК-105ПФ-2 устанавливался на самолеты Як-3 и Як-9.

    С ноября 1943 г. промышленность начала выпускать двигатель ВК-107А. После установки этого двигателя на самолет Як-3 его максимальная скорость возросла на 50-70 км/ч и улучшилась маневренность. Работая над дальнейшим совершенствованием двигателя, конструкторский коллектив в конце войны создал двигатель ВК-108 со взлетной мощностью 1850 л. с.

    В 1941 г. был создан двигатель М-82, переименованный в 1942 г. в АШ-82.

    Четырнадцатицилиндровый двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 - один из самых легких и компактных авиационных двигателей этого типа. Малый вес, хорошая экономичность и самое главное высокая боевая живучесть открыли этому двигателю широкий путь в боевую авиацию.

    В 1943 г. был внедрен в серийное производство более мощный двигатель АШ-82ФН со взлетной мощностью 1850 л. с. Этот двигатель и его модификации выпускались до конца Великой Отечественной войны.

    Начиная с 1940 г. выпускался двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-88Б конструкции С. К. Туманского. Он развивал взлетную мощность 1100 л. с., устанавливался на бомбардировщиках Ил-4, Су-2.

    Весной 1943 г. руководство вермахта разработало план наступательной операции под Курском, которая, по его замыслам, должна была принести решающий военный успех Германии. Для наступления враг сосредоточил 900 тыс. солдат и офицеров, около 10 тыс. орудий и минометов, 2700 танков и самоходных орудий. Поддержка войск с воздуха возлагалась на 4-й и 6-й воздушные флоты Германии, которые насчитывали более 2000 самолетов, что составляло 70% действующей на советско-германском фронте авиации.

Боеприпасы    Материалы экспозиции, посвященной действиям советской авиации в обороне и контрнаступлении под Курском, раскрывают воздушную обстановку, героические подвиги личного состава, роль и значение ВВС в ходе этой грандиозной битвы.

    К началу оборонительного сражения под Курском были сосредоточены 16 ВА Центрального фронта, 2 ВА Воронежского фронта, 17 ВА Юго-Западного фронта и основные силы АДД. Общее соотношение сил авиации было 1,5:1 в нашу пользу.

    5 июля 1943 г. гитлеровские войска перешли в наступление. За несколько дней до этого наступления наши сухопутные войска и авиация были приведены в полную боевую готовность. Враг встретил упорное сопротивление советских войск. Героически сражались воздушные воины.

    Беспримерной славой покрыл себя летчик-истребитель гвардии лейтенант А. К. Горовец: 6 июля в схватке с группой фашистских самолетов он сбил в одном бою девять вражеских машин. За беспримерную храбрость А. К. Горовец удостоен звания Героя Советского Союза. Младший лейтенант В. К. Поляков в одном воздушном бою уничтожил два самолета, один из них сбил таранным ударом. Командир 862 иап Герой Советского Союза М. С. Токарев 8 июля сражался с десятью фашистскими истребителями и сбил четыре из них.

    Образец мужества, упорства, смелости показал летчик-истребитель А. П. Маресьев. После ампутации ступней ног он вернулся в боевой строй и в небе под Курском уничтожил три вражеских самолета. За высокое боевое мастерство и мужество он был удостоен звания Героя Советского Союза.

    На стендах много документальных снимков, среди них фотография представителя Ставки ВГК генерал-полковника авиации С. А. Худякова и командира 10-го истребительного авиационного корпуса генерала М. М. Головни, наблюдающих за воздушным боем. Здесь же фотография летчиков-гвардейцев, которые слушают приказ Верховного Главнокомандующего об освобождении Орла и Белгорода.

    В напряженных воздушных боях под Курском советские летчики оказывали друг другу постоянную помощь и поддержку и, когда обстоятельства требовали, они, рискуя жизнью, шли на выручку своих товарищей. Так, 7 июля летчик-истребитель Н. Колосков совершил вынужденную посадку на подбитом самолете на территории, занятой врагом. Его ведомый летчик А. В. Николаев совершил посадку на территории врага и вывез своего командира.

    В битве под Курском советские летчики совершили 118 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на земле более 3700 вражеских самолетов. В упорных боях с врагом они показали возросшее боевое мастерство, бесстрашие и массовый героизм. В этой битве была окончательно подорвана мощь немецко-фашистской авиации.

    После успешно завершившегося контрнаступления под Курском создались благоприятные условия для перехода в наступление советских войск. Развернулось общее наступление на фронте протяженностью в 2000 км. Наши войска взломали мощные, сильно укрепленные полосы противника, форсировали ряд крупных водных рубежей, в том числе Десну, Сож, Днепр, и захватили плацдармы на его берегу. Воины Советской Армии завершили освобождение западных областей Российской Федерации, вызволили из фашистской неволи Левобережную Украину, Донбасс, Кубань и развернули бои за освобождение Правобережной Украины и Восточной Белоруссии.

    В течение 1944 г. Советские Вооруженные Силы провели ряд крупных наступательных операций, полностью освободили территорию нашей Родины и оказали помощь народам Европы в освобождении от фашистского рабства.

    К началу 1944 г. Советские Военно-воздушные силы выросли количественно и качественно. Летный состав в совершенстве овладел мастерством бомбометания, штурмовых действий и ведения воздушного боя, а командиры - руководством проведения воздушных операций. Боевой и численный состав ВВС непрерывно увеличивался. Наша авиационная промышленность, наращивая темпы производства самолетов, давала фронту все больше и больше новых машин (только в 1943 г. было выпущено 34,9 тыс. боевых самолетов) с высокими летно-тактическими данными.

    Летом 1944 г. на фронт начали поступать истребители Як-3 конструкции А. С. Яковлева, имевшие максимальную скорость 720 км/ч, потолок 11700м. Он был вооружен 20-мм пушкой и 12,7-мм пулеметом. По скорости, маневренности и вооружению эти самолеты превосходили все немецкие истребители с поршневыми двигателями.

    Конструкторское бюро, возглавляемое С. В. Ильюшиным, построило штурмовик, получивший название Ил-10. Максимальная скорость этого самолета 510 км/ч, дальность 1070 км, он вооружен четырьмя 23-мм пушками, крупнокалиберный пулемет воздушного стрелка заменен 20-мм пушкой, бомбовая нагрузка 600 кг. В музее экспонируется штурмовик Ил-10М.

    Действия штурмовиков на поле боя показаны на картине, находящейся над самолетом.

    Поступление на фронт новых типов самолетов, имеющих мощное вооружение, позволило советским летчикам успешнее выполнять боевые задачи.

    В зале представлены фотографии, засвидетельствовавшие действия различных родов авиации. На одной из них группа штурмовиков поддерживает наступающую пехоту и танки, на другой - бомбардировщики наносят удар по обороне противника, на третьей - советские истребители сбили фашистский самолет, который вошел в последнее пике, оставляя за собой шлейф дыма.

    В зимнем наступлении 1944 г. Советская Армия разгромила крупные группировки противника под Ленинградом и Новгородом, на Правобережной Украине и в Крыму, очистив от врага значительную часть советской территории.

    В январе началось мощное наступление Ленинградского и Волховского фронтов. С воздуха их поддерживали 13-я и 14-я воздушные армии, часть сил дальней авиации и ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Кроме того, задачу по прикрытию Ленинграда выполнял 2-й гвардейский истребительный авиационный корпус ПВО. Всего в операции действовало 1240 самолетов.

    Наша авиация, господствуя в воздухе, непрерывно поддерживала наступающие войска и наносила удары по коммуникациям и аэродромам противника. В ходе операции только части фронтовой авиации совершили около 20 тыс. самолето-вылетов.

    В феврале-марте войска четырех Украинских фронтов разгромили противника на Украине и вышли на государственную границу с Румынией. В мае был освобожден Крым.

    В боях за освобождение Украины и Крыма участвовали 2, 5, 17, 8 и 4-я воздушные армии, соединения авиации дальнего действия и ВВС Черноморского флота.

    В экспозиции, посвященной операциям по освобождению Украины и Крыма, экспонируется много документов. Среди них фотография командования 8-й воздушной армии во главе с генералом Т. Т. Хрюкиным, его заместителем по политчасти генералом А. Г. Рытовым и командирами авиационных соединений. Рядом фотография летчиков 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии вместе с ее командиром генералом Ф. А. Агальцовым. Из одиннадцати человек этой группы пять - дважды Герои Советского Союза. На одном из снимков группа летчиков 9-го истребительного авиационного полка во главе с командиром подполковником Л. Л. Шестаковым. Из семи человек этой группы шесть - Герои Советского Союза, трое из них впоследствии стали дважды Героями Советского Союза.

    На стендах много фотографий летчиков, которые проявили высокое боевое мастерство, отвагу, мужество, героизм. Среди них портрет летчика-штурмовика Героя Советского Союза А. В. Демехина, который совершил беспримерный подвиг. Возвращаясь во главе группы штурмовиков с боевого задания, он заметил, что горящий советский истребитель сел в расположении врага. На выручку товарища направился на штурмовике ведомый А. В. Демехина, но из-за пробитого колеса над целью взлететь не смог. Тогда Демехин сам пошел на выручку попавших в беду товарищей, забрал на борт своего двухместного самолета еще двух летчиков и воздушного стрелка и благополучно доставил их на свой аэродром.

    Советский народ навсегда сохранит в памяти имена тех, кто отдал жизнь, защищая Родину. На стенде помещены портреты Героев Советского Союза летчиков И. В. Павлюченко, И. Л. Могильчак, М. С. Горкунова, которые пали смертью храбрых на украинской земле.

    Многие соединения и авиационные части были награждены орденами, преобразованы в гвардейские, 26 получили почетные наименования "Севастопольские", 13 - "Львовские", 12-"Киевские", 5 - "Кировоградские" и т. д.

    Летом и осенью 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительные удары по врагу на Карельском перешейке и в Белоруссии, в Западных областях Украины и в Молдавии, в Прибалтике и на Кольском полуострове. Полностью была освобождена вся территория Советского Союза. Наша авиация оказала мощную поддержку наземным войскам в операции по освобождению Белоруссии. Здесь действовали 1, 3, 4, 6 и 16-я воздушные армии, соединения авиации дальнего действия и истребительной авиации ПВО. Только в воздушных армиях насчитывалось около 6 тыс. самолетов. В ходе операции крылатые воины совершили 153 тыс. боевых вылетов, сбросили на врага 30 тыс. тонн бомб, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 2 тыс. вражеских самолетов.

    В экспозиции, посвященной Белорусской операции, имеется фотография, на которой запечатлены командующий 2-м Белорусским фронтом генерал армии Г. Ф. Захаров, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Н. Е. Субботин и командующий 4-й воздушной армией генерал-полковник авиации К. А. Вершинин за обсуждением плана нанесения ударов с воздуха по вражеским войскам. Много фотографий героев воздушных боев, мастеров штурмовых действий и бомбовых ударов. На одном снимке командир 123-го бомбардировочного полка полковник В. И. Дымченко ставит боевую задачу летчикам, на другом - группа бомбардировщиков Пе-2 на маршруте к цели. Рядом портреты командиров бомбардировочных дивизий полковников С. А. Ульяновского, С. Ф. Плахова и летчика-штурмовика Героя Советского Союза Б. С. Окрестина, героически погибшего в боях с врагом на белорусской земле.

    Об эффективности боевых действий авиации убедительно свидетельствуют многие документы. В их числе панорамный снимок участка дороги Могилев-Минск, заваленный разбитой вражеской техникой.

    Весьма активно действовали Советские ВВС во всех последующих операциях 1944 г. Они поддерживали наступающие войска, эффективно вели борьбу за господство в воздухе, наносили сокрушительные удары по коммуникациям, аэродромам и другим важным объектам тыла противника. Летный состав умело выполнял различные задачи, в стремлении добиться победы над врагом не щадил ни сил, ни самой жизни.
   


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017