Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10

З А Л  № 9

    Председатель Государственного Комитета Обороны И. В. Сталин, выступая по радио 3 июля 1941 г., заявил: "Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма".

    Против общего врага вместе с Советской Армией храбро сражались воины Народно-освободительной армии Югославии, а также польские и чехословацкие соединения. После освобождения советскими войсками Болгарии и Румынии их армии приняли участие в боевых действиях против фашистской Германии. Немало ярких примеров боевого содружества с советскими войсками показали венгерские патриоты и немецкие антифашисты.

    На одном из стендов показаны фотографии командующих фронтами и воздушными армиями, а также военачальников национальных соединений, участвовавших в освобождении стран Юго-Восточной и Центральной Европы.

    В экспозиции представлены схемы боевых действий советских войск по освобождению этих стран и фотографии советских летчиков и летчиков братских стран, отличившихся в боях на завершающем этапе Великой Отечественной войны.

    На стенде, посвященном освобождению Румынии, представлены фотографии командиров авиасоединений генералов И. В. Подгорного, Н. П. Каманина, Б. А. Сиднева, И. Г. Пунтуса и полковников В. Ф. Сопрыкина и Л. А. Чирикова. Среди отличившихся летчиков дважды Герои Советского Союза Г. Ф. Сивков и К. А. Евстигнеев и Герои Советского Союза А. П. Елдышев, А. П. Логвиненко и Н. Е. Платонов.

    После вступления Румынии в войну с фашистской Германией румынские ВВС с сентября 1944 г. в составе 5-й воздушной армии совместно с советскими летчиками участвовали в боях в Северной Трансильвании, Венгрии и Чехословакии.

    В экспозиции имеются фотографии генерала Ф. П. Полынина, генерала бригады А. С. Ромейко и командира 1-го польского смешанного авиакорпуса генерала Ф. А. Агальцова. ВВС Польши совместно с Советскими ВВС принимали участие в Люблинско-Брестской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Нижне- и Верхнесилезской и Берлинской операциях.

    В экспозиции имеется вымпел истребительного авиаполка   "Варшава".

    Советская авиация в боях за освобождение Польши совершила около 110 тыс. самолето-вылетов.

    Первым иностранным воинским формированием, созданным на территории СССР и участвовавшим вместе с Советской Армией в боях против немецко-фашистских захватчиков, был 1-й отдельный чехословацкий батальон под командованием подполковника Л. Свободы. Этот батальон храбро сражался под Харьковом, у села Соколове. В дальнейшем он был развернут в бригаду, а затем в корпус и участвовал в освобождении Киева и других украинских городов.

    Копия знамени 1-й отдельной чехословацкой бригады, на котором под гербом Чехословакии вышиты слова "Правда победит", представлена в экспозиции.

    В зале находится также скульптура "Братство" чехословацкого скульптора К. Покорны, являющаяся фрагментом памятника в Праге. Эта скульптура олицетворяет нерушимую братскую дружбу народов Советского Союза и других социалистических стран.

    В мае 1944 г. на аэродроме Проскуров в составе 2 ВА было начато формирование чехословацких авиационных частей, которые в декабре того же года были сведены в 1-ю чехословацкую смешанную авиадивизию в составе двух истребительных и одного штурмового полков. Дивизия была вооружена лучшими советскими истребителями Ла-5 и штурмовиками Ил-2. Дивизией командовал подполковник Л. Будин. Командирами истребительных полков были назначены майоры Ф. Файтл и И. Галузинский, командиром штурмового полка - М. Гулянич. Для оказания помощи советское командование направило в дивизию авиационных специалистов.

    В феврале 1945 г. чехословацкая смешанная авиадивизия вошла в состав 8 ВА. Освобождение Чехословакии было осуществлено в результате четырех наступательных операций, проведенных 1, 2 и 4-м Украинскими фронтами, войска которых поддерживала с воздуха авиация 2, 5 и 8 ВА.

    Чехословацкие летчики участвовали в поддержке с воздуха словацких повстанцев, а также войск, участвовавших в овладении Дуклинским перевалом и в операции по освобождению Моравско-Остравского промышленного района. Последние боевые вылеты летчики 1-й чехословацкой смешанной авиационной дивизии совершили при освобождении Праги.

    На стенде представлены фотографии командиров авиационных соединений и летчиков, отличившихся в боях за освобождение Чехословакии. Среди них дважды Герой Советского Союза Т. Я. Бегельдинов, совершивший на своем штурмовике 275 боевых вылетов, и Герой Советского Союза Г. Т. Береговой, который под Брно сделал свой последний в войне 185-й боевой вылет.

    В экспозиции есть памятные подарки наших боевых друзей, их форма одежды.

    Польские ВВС начали формироваться в СССР в мае 1943 г. Для создаваемых частей Советский Союз предоставил самолеты, горючее и другие материальные средства, а также выделил инструкторов для обучения летчиков. Вначале была сформирована 18-я отдельная истребительная авиаэскадрилья имени Т. Костюшко. Впоследствии были сформированы: авиаполк "Варшава" на самолетах Як-1, 2-й ночной бомбардировочный авиаполк "Краков" на самолетах По-2 и 3-й штурмовой авиаполк на самолетах Ил-2. Всего за время войны были сформированы четыре польские авиационные дивизии и семь отдельных авиаполков. К концу 1944 г. они вошли в состав 1-го польского смешанного авиакорпуса, командиром которого был генерал Ф. А. Агальцов.

    В связи с возрастанием численности польских авиачастей было организовано командование ВВС Войска Польского. В 1947 г. командующим ВВС Польши был назначен генерал бригады А. С. Ромейко.

    Около девяти месяцев продолжались ожесточенные воздушные бои в Польше, в которых советские летчики проявили беспримерные мужество и отвагу.

    Среди отличившихся летчиков в экспозиции на фотографиях показаны полковник А. И. Покрышкин, совершивший 650 боевых вылетов, сбивший 59 самолетов противника и награжденный третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза, капитан И. Н. Кожедуб и майор А. В. Ворожейкин, имевшие на своем счету соответственно 62 и 52 сбитых вражеских самолета и награжденные второй Золотой Звездой, младший лейтенант И. Г. Драченко - кавалер трех орденов Славы. Будучи сбитым, Драченко попал в плен. Немцы выкололи ему глаз. Бежав из плена, он снова летал и громил вражеские танки и живую силу противника, совершил 158 боевых вылетов на своем штурмовике и сбил 5 самолетов противника, а до конца войны он совершил 180 боевых вылетов. В октябре 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

    На стенде помещены фотографии особо отличившихся в боях при освобождении Югославии авиаторов: дважды Героя Советского Союза Н. М. Скоморохова, который за время войны совершил 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя и сбил лично 46 и в группе 8 вражеских самолетов, Героя Советского Союза летчика-штурмовика В. С. Серегина, совершившего 140 боевых вылетов на уничтожение танков, артиллерии и живой силы противника.

    После успешного завершения Белградской операции перед советскими воинами стала задача вывести из войны последнюю союзницу фашистской Германии - хортистскую Венгрию.

    Освобождение Венгрии от фашистского ига началось 23 сентября 1944 г. наступлением войск 2-го Украинского фронта, которое с воздуха поддерживала авиация 5-й воздушной армии (командующий генерал С. К. Горюнов). В ходе успешного наступления был освобожден Дебрецен, где 21 декабря было созвано Временное Национальное собрание и избрано Временное правительство, которое 28 декабря порвало дипломатические отношения с гитлеровской Германией и объявило ей войну.

    13 февраля 1945 г. после 105 дней упорных боев советскими войсками был взят Будапешт.

    В этих боях участвовали также венгерские патриоты, из которых впоследствии был образован Будайский добровольческий венгерский полк, а также отдельные подразделения венгерской армии, перешедшие на сторону своих освободителей. В борьбе против общего врага устанавливалось боевое содружество между советскими воинами и воинами зарождающейся армии Венгерской Народной Республики.

    Интересна судьба Захариева Захари, возглавившего ВВС Болгарии после победы Отечественного фронта. Окончив авиашколу, он служил в болгарской армии. За коммунистическую деятельность был уволен из ее рядов. Он эмигрировал в СССР, где под фамилией В. С. Горанова работал в Тамбовской школе ГВФ, занимал ряд должностей от инструктора до начальника школы. В 1932 г. его приняли в ряды ВКП(б). Во время событий в Испании он был командиром экипажа самолета-бомбардировщика, громил фашистов, был ранен. В 1936 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР. В годы Великой Отечественной войны полковник 3. Захариев (В. С. Горанов) вел большую работу по подготовке советских летчиков для фронта. После освобождения Советской Армией Болгарии вернулся на Родину, где занимал ряд ответственных должностей.

    Для поддержки Народно-освободительной армии Югославии советское командование выделило в 1944 г. специальную авиагруппу, возглавляемую генералом А. Н. Витруком, в составе штурмовой и истребительной авиадивизий. Помимо боевых действий эта авиагруппа вела подготовку югославских авиационных кадров. Одновременно в Советском Союзе начато формирование югославских частей, явившихся ядром ВВС Югославии. В экспозиции имеется портрет командира 1-й югославской истребительной авиадивизии майора А. Балевича.

    25 мая 1944 г. советские летчики вывезли из окружения руководителей народно-освободительного движения, которых собиралось захватить немецкое командование. За отличное выполнение ответственного задания А. С. Шорников, Б. Т. Калинкин и П. Н. Якимов были удостоены высоких званий Героя Советского Союза и Народного героя Югославии.

    20 октября 1944 г. советские войска в тесном взаимодействии с югославской армией при поддержке частей 17-й воздушной армии (командующий генерал В. А. Судец) освободили восточные районы и столицу Югославии Белград.

    После освобождения советскими войсками Болгарии правительство Отечественного фронта объявило войну гитлеровской Германии. Болгарская воздушная эскадра (370 самолетов) приняла участие совместно с советскими и югославскими войсками в боевых действиях в восточной части Югославии.

    Болгарская авиация, прикрывая свои войска, принимала активное участие в Белградской операции и в боях по освобождению Македонии и Южной Сербии. Всего за войну она совершила 4420 боевых вылетов.

    За время войны Советский Союз оказал значительную помощь ВВС Болгарии, передав им 344 самолета.

    На стенде, посвященном освобождению Болгарии, помещены фотографии Героев Советского Союза Д. Д. Сырцова и В. А. Середина, которые еще до начала вступления советских войск в Болгарию произвели разведку с посадкой самолетов на болгарские аэродромы.

    14 мая 1955 г. был заключен Варшавский Договор, претворяющий в жизнь ленинские идеи о необходимости коллективной защиты социализма. На стенде, посвященном Варшавскому Договору, представлены члены Политического   консультативного комитета и министры обороны стран - участниц Варшавского Договора.


Зал 1  |  Зал 2  |  Зал 3  |  Зал 4  |  Зал 5  |  Зал 6  |  Зал 8  |  Зал 9  |  Зал 10
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2024