Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР




Су - марка самолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся П.О.Сухим.

    В семействе самолётов Су имело место повторение обозначений. Так, например, в первом поколении советских реактивных самолётов были созданные в 1945-49 опытные и экспериментальные Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. И в ряду более поздних серийных сверхзвуковых самолётов снова были образцы с теми же обозначениями.
    Развитие ОКБ началось с разработки двухместного (лётчик и штурман, он же стрелок и радист) многоцелевого самолёта с убирающимся шасси в вариантах ближнего бомбардировщика, штурмовика, разведчика и корректировщика артогня. Опытный экземпляр самолёта под названием "Иванов" (АНТ-51) построен в 1937. Это моноплан цельнометаллич. конструкции с ПД М-62, двухлопастным металлическим воздушным винтом ВИШ-6. Бомбовая нагрузка 200 кг, стрелковое вооружение - четыре- шесть пулемётов ШКАС.
    В 1939 самолёт модифицирован под более мощный двигатель М-87А с трёхлопастным винтом ВИШ-23; получил название ББ-1 (ближний бомбардировщик) и в варианте смешанной конструкции (деревянно-металлической) запущен в серийное производство. В процессе серийного выпуска на самолёте (получившем в 1940 обозначение Су-2), установлен двигатель М-88Б, а с 1941 - М-82. При нормальной взлётной массе вся бомбовая нагрузка (до 400 кг) размещалась в фюзеляжном бомбоотсеке на кассетных держателях, а не на наружной подвеске, что улучшало аэродинамику самолёта. Эта компоновка неоднократно использовалась и в дальнейшем.
    Развивая идею специализированного самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя, ОКБ создаёт в 1941 опытный одноместный бронированный штурмовик Су-6 (СА) с поршневым двигателем воздушного охлаждения.
    Су-8 - двухместный бронированный штурмовик с двумя поршневыми двигателями М-71Ф, созданный для обеспечения наступательных операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от аэродромов, а также для разрушения коммуникаций противника в глубоком тылу.
    Су-9 - опытный фронтовой истребитель цельнометаллической конструкции с двумя турбореактивными двигателями ЯД-10 в гондолах под крылом - первый реактивный самолёт ОКБ. Создан в 1946.
    Су-11 - модификация Су-9 под более мощные двигатели ТР-1 для повышения максимальной скорости. Создан в 1947.
    Су-17 - экспериментальный самолёт с ТРД АЛ-3 и отделяемой носовой частью фюзеляжа с герметичной кабиной (отделение производилось пороховой катапультой, стабилизация - парашютным устройством).
    Су-7 - одноместный фронтовой реактивный истребитель с ТРД АЛ-7Ф - первый серийный сверхзвуковой самолёт ОКБ.
    С-22И - экспериментальный самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности; построен на базе Су-7БМ и испытан в 1966.
    Су-17М4 - одноместный истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой в полёте стреловидности. Предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей и для ведения комплексной воздушной разведки.
    Т6-1-опытный двухместный (лётчик и штурман) маловысотный штурмовик с двумя маршевыми и четырьмя подъёмными двигателями, обеспечивающими укороченные взлёт и посадку.
    Су-24МК - экспортная модификация самолёта Су-24 с двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-ЗА. Предназначен для ведения боевых действий в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в т.ч. на малых высотах, при ручном и автоматическом управлении.
    Су-25 (1975) - одноместный цельнометаллический штурмовик с двумя ТРД (в серии- Р-95Ш), предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск. Семейство Су-25 включает также варианты для лётной подготовки: двухместный учебно-боевой самолёт Су-25УБ, двухместный учебно-тренировочный самолёт начального обучения Су-25УТ и его корабельный вариант Су-25УТГ.

    Второе направление в деятельности ОКБ П.О.Сухого - истребители-перехватчики. Су-1 с поршневым двигателем М-105П с двумя турбокомпрессорами - первый истребитель ОКБ. Су-1 - низкоплан смешанной конструкции: фюзеляж типа монокок и киль деревянные; однолонжеронное крыло и горизонтальное оперение цельнометаллические; элероны, рули высоты и направления металлические с полотняной обшивкой.
    Одновременно строился истребитель Су-3, который отличался уменьшенными размахом и площадью крыла. Несмотря на большую работу, проведённую по доводке турбокомпрессоров, их недостатки устранить не удалось, и работы по самолётам Су-1 и Су-3 были прекращены.
    Су-5 - опытный одноместный истребитель с основным поршневым двигателем ВК-107А, от которого отбиралась мощность и для привода компрессора вспомогательного реактивного двигателя конструкции ЦИАМ, который использовался как ускоритель.
    Т-3 - одноместный истребитель-перехватчик с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф-1 и треугольным крылом. На различных модификациях самолёта Т-3 отрабатывались: осе-симметричный воздухозаборник с регулируемым центральным телом большого диаметра; боковые секторные воздухозаборники, в которых радиопрозрачная носовая часть самолёта являлась одновременно первой ступенью конуса воздухозаборника (дальнейшее сжатие потока осуществлялось в регулируемом секторном заборнике); воздухозаборник с неподвижным центральным телом (регулирование с помощью створок перепуска) и т.д. На самолёте Т-43-1 (или Т-431) исследовались аэродинамические характеристики. Впервые в практике мирового самолётостроения были применены створки перепуска воздуха с двухсторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта; конус воздухозаборника подвижный, с центральным телом, двухскачковый. Вооружение - четыре УР "воздух - воздух". На самолётах Т-405 и Т-431 в 1959-62 установлено четыре мировых рекорда скорости и высоты полёта.
    Су-9 создан на базе Т-3 - первый в СССР принятый на вооружение истребитель-перехватчик, являвшийся составной частью единого комплекса перехвата авиации ПВО, включавшего самолёт, бортовую, систему управления оружием, оружие (четыре УР "воздух - воздух") и наземную систему целеуказания и наведения.
    Су-11- дальнейшее развитие комплекса перехвата Су-9. Повышена максимальная высота поражения целей (до 23 км), увеличены дальности обнаружения целей и пуска ракет и т.д. Создан в 1959г.
    П-1 - опытный двухместный реактивный истребитель-перехватчик - первый отечественный самолёт с боковыми регулируемыми воздухозаборниками.
    Су-15 - истребитель-перехватчик с двумя ТРДФ Р11Ф2С-300. Впервые в отечественной практике применены боковые плоские сверхзвуковые воздухозаборники. РЛС с увеличенной дальностью обнаружения и захвата целей, расположенной в носовой части фюзеляжа, обеспечивает перехват целей как в задней, так и в передней полусферах.
    Т-58ВД - одноместный экспериментальный самолёт с комбинированной силовой установкой, состоящей из двух маршевых и трёх подъёмных ТРД; предназначался для исследований взлёта и посадки на бетонированых и грунтовых ВПП при использовании двигателей вертикальной тяги и изучения возможности дальнейшего их применения на перспективных самолётах укороченного взлёта и посадки.
    Су-27 - цельнометаллический истребитель интегральной схемы с двумя ТРД АЛ-31Ф. Имеет электродистанционную систему управления, позволяющую получить оптимальную "неустойчивость" самолёта; автоматически отклоняющуюся механизацию передней и задней кромок крыла; автоматическую систему ограничения допустимого угла атаки и предельной перегрузки в процессе пилотирования; воздухозаборники, обеспечивающие устойчивую работу двигателей на любых углах атаки и во всём диапазоне скоростей полёта и имеющие защиту от попадания в двигатель посторонних предметов; лёгкую, прочную и технологичную конструкцию с применением титановых сплавов. На базе Су-27 выпускаются двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБ для переподготовки лётчиков, обладающий всеми боевыми возможностями одноместного истребителя, и корабельный истребитель Су-27К.

    Третье направление в деятельности ОКБ П.О.Сухого - бомбардировщики и тяжёлые экспериментальные самолёты, среди которых можно выделить УТБ-2 и Т-4.
    УТБ-2 - учебно-тренировочный бомбардировщик с двумя ПД АШ-21 и двухлопастными воздушными винтами ВИШ-111 - первый самолёт ОКБ такого класса, строившийся серийно. УТБ-2 спроектирован и построен на базе серийного самолёта Ту-2 цельнометаллической конструкции.
    Т-4 ("100") -дальний сверхзвуковой ударный самолёт с четырьмя ТРД РД36-41. На самолёте впервые применена и отработана система (с четырёхкратным резервированием) электродистанционного управления аэродинамическими рулевыми поверхностями (элевонами), обеспечивающая необходимые характеристики самолёта с малой степенью устойчивости в продольном и путевом каналах.

    Новое направление в деятельности ОКБ П.О.Сухого - спортивная авиация. Су-26 - одноместный спортивно-пилотажный самолёт с ПД М-14Р; имеет большую энерговооружённость в сочетании с оптимальной нагрузкой на крыло и отличную управляемость, позволяющие выполнять комплексы фигур высшего пилотажа любой сложности; предназначен для акробатического пилотажа, тренировок и участия в международных соревнованиях лётчиков-спортсменов экстракласса.

    Многие самолёты ОКБ им. П.О.Сухого строились крупными сериями. В производстве и на вооружении они находились длительное время, например, самолёты типа Су-7 (25 лет). Развитие и совершенствование самолётов Су обеспечиваются максимальной преемственностью в производстве и эксплуатации, высоким ресурсом и повышением безопасности полётов.


назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017