Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР




МиГ- марка самолётов, созданных в ОКБ под руководством А.И.Микояна и М.И.Гуревича. Самолёты, созданные под руководством их преемника Р.А.Белякова, имеют также марку МиГ.

Первым самолётом, спроектированным и построенным ОКБ, был скоростной истребитель И-200 - моноплан с низкорасположенным крылом, с ПД АМ-35А. Его конструкция, за исключением центроплана, была выполнена в основном из сосны и дельта-древесины с фанерной и дуралюминовой обшивкой. Самолёт имел убирающееся шасси и обладал высокими аэродинамическими характеристиками, которые в сочетании с мощным двигателем позволяли ему развивать максимальную скорость свыше 600 км/ч и обеспечивали высоту полёта до 12 тыс.м (на И-200 впервые в СССР была достигнута рекордная скорость 651 км/ч на высоте 7000 м). Построено 100 экз. По ходу серийного выпуска И-200 велась его модернизация. Модернизированный самолёт с увеличенным запасом топлива обеспечивал большую дальность полёта. Модернизированных самолётов И-200 в 1940 выпущено ок. 20 экз. Постановлением СНК СССР от 9 декабря 1940 боевым самолётам были присвоены новые обозначения: первому варианту самолёта И-200 - МиГ-1, модернизированному варианту - МиГ-3. В первые дни Великой Отечественной войны по предложению С.П.Супруна из личного состава добровольцев - лётчиков-испытателей были сформированы два истребительных авиационных полка особого назначения, укомплектованные самолётами МиГ-3. Всего их было построено 3300 экз.

В 1942-47 ОКБ занималось перспективными разработками по дальнейшему повышению боеспособности, высот и скоростей полёта самолётов. В этот период выпущены экспериментальные самолёты И-220 (А), И-221 (2А), И-222 (ЗА), И-224 (4А), И-225 (5А), И-270 (Ж), на которых, в частности, отрабатывались: шасси с выносными амортизаторами, мягкие топливные баки, герметичная кабина, повышение мощности двигателя путём использования турбокомпрессора, применение ЖРД и т.д.

В 1945 создан экспериментальный самолёт по схеме "утка" для исследований аэродинамики неустойчивой схемы. Это лёгкий самолёт с ПД М-11 (мощностью 80,9 кВт) и толкающим винтом; высокоплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 20°), неубирающимся шасси и трёхместной кабиной (лётчик - впереди, два пассажира - сзади). В том же 1945 был создан экспериментальный самолёт И-250 (Н), выпущенный затем небольшой серией (МиГ-13). И-250(Н) - низкоплан цельнометаллической конструкции с прямым крылом. Особенность этого самолёта - комбинированная силовая установка: был применён ПД ВК-107Р с отбором части мощности через удлинённый вал для привода осевого компрессора ВРД, установленного за кабиной лётчика, с выводом газов через регулируемое сопло в хвостовой части фюзеляжа.

24 апреля 1946 совершил первый полёт реактивный истребитель МиГ-9. Самолёт выполнен по схеме моноплана с прямым крылом и с двумя установленными рядом в фюзеляже ТРД РД-20. Двигатели располагались вблизи центра тяжести самолёта с выходом газов под хвостовую часть самолёта и с единым воздухозаборником на два двигателя. Т.к. температура отработавших газов достигала 800°С, в хвостовой части был установлен специальный экран из жаропрочной стали. Такое расположение двигателей обеспечивало удобную компоновку самолёта и высокую безопасность полёта в случае отказа одного двигателя. Параллельно с серийным выпуском МиГ-9 велась его модернизация. На модернизированном самолёте МиГ-9м установлены два ТРД РД-21 тягой по 9,81 кН, позволившие повысить скорость на 55 км/ч. МиГ-9м был оборудован герметичной кабиной с катапультным креслом. На базе МиГ-9 построен также учебно-тренировочный самолёт, на котором проводились испытания по катапультированию экипажа.

МиГ-15 - первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом (угол стреловидности 35°), с ТРД РД-45Ф. С 1949 выпускалась модификация МиГ-15бис с ТРД ВК-1. На МиГ-15бис применено бустерное управление элеронами, значительно улучшены система жизнеобеспечения и комфорт в кабине лётчика. Создана более совершенная, чем на МиГ-9, герметичная кабина, оборудованная новой аппаратурой, позволяющей осуществлять полёты на высоте свыше 15 тыс.м. Лётную отработку катапультного кресла проводили на бомбардировщике Пе-2. Самолёт выпускался в нескольких вариантах, в т.ч. учебно-тренировочном - МиГ-15УТИ, на котором проходило переучивание лётного состава при переходе с поршневых самолётов на реактивные. МиГ-15 строился серийно в СССР, а также в других странах. Около 10 лет самолёты МиГ-15 были основными истребителями ВВС Советской Армии и армий социалистических стран.

МиГ-17 - одноместный истребитель с ТРД ВК-1. На МиГ-17 в феврале 1950 в горизонтальном полёте достигнута скорость звука. В последующем создан ряд модификаций, в т.ч. МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ и другие.

МиГ-17ПФ (1953) был оборудован бортовой РЛС и вооружён в дополнение к пушкам (одна Н-37 и две НР-23) ракетами "воздух-воздух". Новое вооружение и оборудование позволяли этим самолётам перехватывать цели в облаках и ночью.

Одновременно с созданием самолётов МиГ-15 и МиГ-17 в ОКБ проектировался двухместный истребитель-перехватчик тяжёлого типа. Были построены два самолёта: И-320 (Р-1) с двумя ТРД РД-45Ф и радиолокатором "Коршун" и И-320 (Р-2) с двумя ТРД ВК-1 и радиолокатором "Торий". Двигатели устанавливались в фюзеляже уступом. Лётчики в кабине располагались рядом. Самолёт И-320 прошёл лётные испытания, но серийно не строился.

МиГ-19 (первый полёт в 1952) - одноместный истребитель, среднеплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 55°) и двумя ТРД (РД-9Б на серийных образцах) в фюзеляже. В гидравлической системе управления применены необратимые бустеры. В системе поперечного управления наряду с элеронами использовались интерцепторы. Для повышения эффективности продольного управления на сверхзвуковых скоростях на модификации МиГ-19С впервые был применён цельноповоротный стабилизатор. МиГ-19 - первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. На одном из вариантов МиГ-19 (СМ-30) для отработки безаэродромного базирования установлен стартовый пороховой ускоритель ПРД-22, позволивший самолёту взлетать с коротких направляющих рельсов пусковой установки. Была разработана модификация СМ-50, оборудованная кроме основных двигателей (два двигателя РД-9Б) ещё и ЖРД У-19 тягой 32 кН. Этот самолёт имел скорость до 1800 км/ч и потолок до 24 тыс.м.

К проектированию лёгкого манёвренного истребителя ОКБ приступило в середине 50-х гг. Были созданы два опытных экземпляра: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с тонким треугольным крылом малого удлинения. Самолёты имели фюзеляжи и оперения, мало отличающиеся по конструкции. В процессе испытаний у самолёта с треугольным крылом был выявлен ряд преимуществ.

В 1956 на базе самолёта Е-4 создан лёгкий одноместный истребитель МиГ-21(Е-5) с ТРД Р11-300. МиГ-21 был оборудован лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. Для увеличения подъёмной силы крыла на посадке и взлёте на МиГ-21 впервые была отработана система сдува пограничного слоя (от компрессора двигателя отбирался воздух под давлением и выдувался через щель в передней кромке закрылков). Для сокращения разбега использовались пороховые ускорители. Самолёт был оснащён тормозным парашютом, обеспечивающим посадку на укороченные ВПП. МиГ-21 выпускался в 17 серийных модификациях, поставлялся за рубеж. На модификации МиГ-21-Е-66 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости полёта в 1959-60 и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961.

Самолёт МиГ-23 первоначально был создан в двух вариантах: с дополнительными подъёмными двигателями (для обеспечения укороченного взлёта и посадки) и как самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности. В варианте с крылом изменяемой стреловидности самолёт был принят для серийного производства. Впервые в СССР на МиГ-23 применены полностью поворотные консоли крыла. Лётчик может менять конфигурацию крыла в полёте в зависимости от режима полёта. На взлётно-посадочных режимах, режимах крейсерского полёта на дальность и барражирования используется минимальный угол стреловидности крыла (16°). В этой конфигурации самолёт имеет наибольшее аэродинамическое качество. На режимах манёвра и воздушного боя используется средний угол стреловидности крыла (45°), когда сохраняются высокие несущие свойства и аэродинамическое качество, допускаются увеличенные эксплуатационные перегрузки, улучшаются скоростные характеристики. Полёт на сверхзвуковых скоростях, в т.ч. и на больших скоростях у земли, осуществляется при максимальном угле стреловидности крыла (72°). Предусмотрена механизация крыла: по передней кромке - отклоняемые четырёхсекционные носки, по задней кромке - поворотные закрылки по всему размаху. Впервые для самолётов МиГ применена комбинированная система поперечного управления самолётом - дифференциально отклоняемый стабилизатор и интерцепторы крыла. Применение интерцепторов вместо элеронов уменьшает закручивание крыла на больших скоростях полёта и освобождает всю заднюю кромку крыла для установки закрылков большой площади, обеспечивающих необходимые взлётно-посадочные и манёвренные характеристики самолёта.

В 1958-63 в ОКБ создан ряд опытных самолётов, на которых отрабатывались новые технические решения, нашедшие применение при создании перспективных фронтовых истребителей и перехватчиков ПВО. На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.

МиГ-25 - всепогодный истребитель-перехватчик нормальной аэродинамической схемы с двумя килями и двумя двигателями. Самолёт имеет высокие скороподъёмность и скорость горизонтального полёта (почти в 3 раза превышающую скорость звука). Один из вариантов этого самолёта - самолёт-разведчик. На экспериментальном самолёте - модификации Е-166 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости в 1961-62 и абсолютный мировой рекорд высоты полёта в 1962. На МиГ-25 - модификации Е-266 установлено 3 мировых рекорда скорости в 1965 и один абсолютный мировой рекорд скорости в 1967, 2 мировых рекорда высоты полёта в 1967.

В марте 1971 генеральным конструктором назначен Р.А.Беляков. Под его руководством создан ряд новых боевых самолётов. Установлены новые рекорды на самолёте МиГ-25 (модификации Е-266): по скорости полёта - один мировой рекорд в 1973, мировые рекорды для женщин в 1975, 1977, 1978; по высоте полёта - 2 мировых рекорда в 1973, один абсолютный мировой рекорд в 1973, 3 мировых рекорда в 1977, мировой рекорд для женщин в 1977; по скороподъёмности - 3 мировых рекорда в 1973 и 3 мировых рекорда в 1975.

На смену самолёту МиГ-25 создан истребитель-перехватчик ПВО МиГ-31. Он предназначен для уничтожения воздушных целей на больших и малых высотах, в передней и задней полусферах, в свободном пространстве и на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при манёврах цели и активном помеховом противодействии.

Созданный ОКБ истребитель МиГ-29 с успехом показан на международных авиационных выставках. Высокие манёвренность и тяговооружённость МиГ-29 позволяют осуществлять вертикальный набор высоты с разгоном, а система управления вооружением обеспечивает обнаружение целей и применение оружия как на дальностях, превышающих визуальную видимость, так и в ближнем бою.


назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017