Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность



    Ил - марка самолетов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся С. В. Ильюшиным. Самолёты, созданные под руководством его преемника Г.В.Новожилова, имеют также марку Ил. ОКБ специализировалось по четырём основным направлениям: создание бомбардировщиков, штурмовиков, пассажирских и транспортных (грузовых) самоётов.

    История ОКБ началась с разработки дальнего бомбардировщика, опытный экземпляр которого ЦКБ-26 (построен в 1935) был модифицирован в ЦКБ-30 и запущен (как ДБ-3) в производство в 1936; последующая модификация ДБ-ЗФ - в 1939. Ил-4 (новое название последней модификации, присвоенное в 1942) - основной дальний бомбардировщик Великой Отечественной войны (в 1936-45 построено 6784 ДБ-3 (Ил-4)). На вооружении находился также торпедоносец Ил-4Т. Создание бомбардировщиков ДБ-3 и СБ (АНТ-40) знаменовало собой переход от крупнотоннажных (30 т и более) и крупноразмерных (площадь крыла св. 400 м ) самолётов с малой скоростью полёта (180- 210 км/ч) к скоростным манёвренным бомбардировщикам (взлётная масса 6-9 т, площадь крыла 52-68 м , скорость полёта св. 400 км/ч).

    В предвоенные и военные годы были также построены и испытывались дальние бомбардировщики ДБ-4 с двумя ПД ЛМ-37 и Ил-6 с двумя дизелями АЧ-30В (серийно не строились).

    Ил-22 - экспериментальный реактивный бомбардировщик с четырьмя ТРД ТР-1. На самолёте исследовались научные, проектировочные и конструкторские проблемы реактивной авиации и формировались концепции создания принципиально новой авиационной техники: выполнялась оптимизация размеров и параметров самолёта, разрабатывалась герметичная кабина для экипажа, изучалась динамика полёта с околозвуковой скоростью, исследовались проблемы тонкого крыла, отрабатывались ТРД на разных режимах полёта при различных атмосферных условиях (например, при низких температурах) и др. Ил-22 - первый в ОКБ реактивный бомбардировщик со схемой крепления двигателей на пилонах под крылом; эта схема впоследствии была повторена на Ил-54, Ил-76, Ил-86, Ил-96 и на многих зарубежных самолётах.

    Ил-28 - фронтовой реактивный бомбардировщик с двумя ТРД ВК-1А. Трёхместный цельнометаллический высокоплан с тонким нестреловидным крылом двухлонжеронной моноблочной конструкции. Базовый самолёт Ил-28 и его модификации (Ил-28Р - разведчик, с увеличенной вместимостью топливных баков; Ил-28Т - торпедоносец, с увеличенными размерами бомбового отсека; Ил-28У - учебный, с двойным управлением) строились одновременно. Всего было построено св. 6000 экз.

    Ил-46- реактивный бомбардировщик с двумя ТРД АЛ-5, сходный по аэродинамической и конструктивной компоновке с Ил-28, но отличавшийся от него большими размерами в связи с увеличенным радиусом действия. Успешно прошёл испытания, но в серии не строился.

    Ил-54- реактивный бомбардировщик с двумя ТРД АЛ-7, отличался от Ил-28 схемой и компоновкой. Высокоплан с крылом большой стреловидности (55°), шасси велосипедной схемы, бомбовые люки рассчитаны на загрузку крупногабаритных бомб и торпед. Самолёт прошёл испытания, подтвердив проектные характеристики (в серии не строился).

    Второе направление в деятельности ОКБ - разработка штурмовиков с мощным наступательным и оборонительным вооружением и броневой защитой жизненно важных частей самолёта. Ил-2 - бронированный штурмовик, низковысотный самолёт поддержки наземных войск. В 1939 построен опытный двухместный БШ-2 (ЦКБ-55) с одним двигателем водяного охлаждения АМ-35 (мощн. 993 кВт), с трёхлопастным винтом ВИШ-22Т. Двигатель вскоре заменили более мощным АМ-38 (1180 кВт), затем - АМ-38Ф (1290 кВт). Ильюшин был сторонником мощной оборонительной стрелковой и броневой защиты всех боевых самолётов. Поэтому Ил-2 имел кабину стрелка. Но с согласия заказчика самолёт был запущен в серийное производство одноместным (с целью увеличения запаса топлива). Боевое применение Ил-2 в первые дни войны доказало правильность концепции активной защиты самолёта. В короткий срок было налажено производство двухместных Ил-2. Ильюшин заложил принципиально новые решения в формирование класса низковысотных самолётов. Они получили выражение в оптимальных сочетаниях всех составляющих единого комплекса боевых наступательных и оборонительных средств: массы брони и бомбовой нагрузки, боевой мощи пулемётно-пушечного вооружения и защиты задней полусферы, манёвренности, скорости и дальности полёта, неуязвимости и боевой живучести. Для этого впервые была разработана концепция включения бронекорпуса в силовую схему фюзеляжа, что обеспечило потребную прочность с минимальными весовыми издержками. Для придания аэродинамической формы применены броневые листы двойной кривизны. Новизну и глубину заложенных идей подтвердила высокая боевая эффективность Ил-2. Этот самолёт относят к осн. видам вооружения, обеспечившим победу в Великой Отечественной войне; немецкие солдаты называли Ил-2 "чёрной смертью". За годы войны было выпущено 36 163 экз. таких штурмовиков.

    В боевых действиях принимал также участие более манёвренный и более скоростной штурмовик Ил-10 - было построено 4966 экз. Он мог не только выполнять операции по уничтожению наземных целей, но и вести воздушный бой с истребителями противника.

    В данном классе самолётов в ОКБ были также разработаны тяжёлые штурмовики Ил-8, Ил-20 и скоростной манёвренный штурмовик Ил-16 (в серии не строились).

    В 1952 ОКБ приступило к созданию штурмовика Ил-40 с 2 ТРД (в серии не строился); в 1982 был создан экспериментальный реактивный штурмовик Ил-102.

    Третье направление - пассажирские самолёты. Проектирование пассажирского самолёта началось в последние годы войны и ставило целью создание массового гражданского самолёта вместо устаревшего Ли-2.

    Ил-12 - пассажирский самолёт с двумя ПД АШ-82ФН. С этого самолёта началось новое направление в деятельности ОКБ, а в масштабах страны - организация массовых воздушно-транспортных перевозок. Основная проблема проектирования - достижение малой длины разбега (460 м) и одновременно высокой весовой эффективности. Модификации: Ил-12Т - грузовой (грузоподъёмность 3,5 т); Ил-12Д - десантный, со стрелковой установкой, с грузовой дверью, люками для воздушного десантирования грузов и парашютистов, для которых были установлены сиденья вдоль бортов (грузоподъёмность Зт).

    Ил-14 - пассажирский самолёт с двумя ПД АШ-82Т; схема и основные размеры те же, что у Ил-12, но с большим числом компоновочных вариантов пассажирских салонов. Основные отличия Ил-14 от Ил-12: изменены профиль крыла и его форма в плане, увеличена площадь и изменена конфигурация вертикального оперения для улучшения путевой устойчивости, повышена скороподъёмность у земли до 5,3 м/с (у Ил-12 - 4,3), предусмотрена возможность взлёта и полёта на одном работающем двигателе (на номинальной мощности) - с этой целью время уборки шасси было уменьшено до 5 с. Ресурс самолёта Ил-14 - 40 тыс. лётных часов; он вместе с самолётом Дуглас DC-3 относится к числу "долгожителей" среди пассажирских самолётов. Ил-14 строились серийно также в Чехословакии и ГДР по советской технической документации.
    В СССР базовых самолётов и их модификаций (всего 10) построено свыше 1500 экз. Ил-14 широко применялся на внутренних и многих международных линиях, а также в Арктике и Антарктиде.

    Ил-18 (1957) - среднемагистральный пассажирский самолёт с четырьмя ТВД АИ-20; один из первых советских самолётов с ГТД. Основная идея создания Ил-18 - обеспечение массовости перевозок при снижении себестоимости эксплуатации. Проблемы проектирования: создание крупноразмерного (для своего времени) герметизированного фюзеляжа с наддувом и большим количеством вырезов для окон, дверей; преодоление вибраций и сокращение до минимума внутрикабинного шума, создаваемого двигателями и винтами; обеспечение необходимого уровня усталостной прочности и высокого ресурса при минимальных весовых затратах; создание неразрушаемой при повреждении конструкции. Ил-18 обладал высокой надёжностью, большим ресурсом (40 тыс. лётных часов), минимальной массой, простотой управления и пилотирования и высокой эксплуатационной технологичностью. При создании самолёта решены проблемы обеспечения комфорта при экономически целесообразной плотности компоновки. Ил-18 широко применялся на внутренних и международных линиях Аэрофлота. Он проверен на соответствие нормам ИКАО, получил международный сертификат лётной годности, нашёл широкий спрос на мировом рынке; с него начался экспорт советских самолётов за рубеж. Вместе с АН-10 эти самолёты совершали сложные групповые перелёты в Антарктиду. Большое число самолётов переоборудовано в летающие лаборатории. На Ил-18 установлено 12 мировых рекордов. Модификации базового самолёта Ил-18 отличаются усовершенствованной конструкцией, улучшенным оборудованием, увеличенными дальностью полёта, числом пассажиров и взлётной массой:

    Ил-62 - дальний магистральный пассажирский самолёт с четырьмя ТРДД НК-8-4; принадлежит ко второму поколению советских самолётов с ГТД. Ил-62 может безопасно завершить взлёт при отказе одного двигателя, а крейсерский полёт и заход на посадку - при отказе двух двигателей. Надёжность работы всех систем обеспечена многократным резервированием. Ил-62 проверен на соответствие нормам ИКАО, получил международный сертификат лётной годности; эксплуатируется на внутренних и многих международных (в т.ч. межконтинентальных) линиях. Значительная часть самолётов изготовлялась на экспорт, а ряд авиакомпаний (Нидерландов, Франции, Японии, Индии и др. стран) арендовали Ил-62 для эксплуатации на своих линиях.

    Ил-62М - усовершенствованная модификация самолёта Ил-62 с четырьмя ТРДД Д-3ОКУ. На самолёте Ил-62М совершён ряд перелётов, в т.ч. Москва - Сиэтл (США) через Северный полюс (июнь 1975) и установлен ряд рекордов.

    Ил-86 - широкофюзеляжный пассажирский самолёт с четырьмя ТРДД НК-86; положил начало третьему поколению отечественных самолётов с ГТД.  Стремление создать самолёт с наилучшей адаптацией к разнообразным условиям аэропортов многих стран и исключить необходимость значительной реконструкции отечественных аэродромов привело к идее транспортировки грузов по системе "багаж при себе, груз в контейнерах". Применены встроенные трапы и стеллажи для багажа; достигнут широкий диапазон центровок, позволяющий транспортировать багаж без взвешивания (всё это впервые в мировой практике). Широкие эксплуатационные возможности обеспечены простотой переоборудования (в аэродромных условиях) нижней палубы в частично (с сохранением системы "багаж при себе") или полностью контейнерный вариант. Чтобы исключить необходимость реконструкции ВПП (вследствие значительного увеличения взлётной массы), на Ил-86 установлена третья главная опора шасси. Проектировочные исследования показали, что для самолёта такого класса более рациональна компоновка двигателей на пилонах под крылом, в т.ч. для обеспечения возможностей разворота на аэродромах с узкими ВПП (при компоновке двигателей на корме фюзеляжа из условия центровки увеличивается база между передней и главной опорами самолёта). Использование новых технологических процессов и материалов сыграло существенную роль в разрешении таких проблем, как достижение надёжности, минимальной стоимости изготовления, необходимой эстетики, весовой и топливной эффективности. При создании Ил-86 внедрены: крепёж с натягом (снижающий массу самолёта), поверхностное упрочнение силовых элементов конструкции, цельнотянутые титановые трубы, длинномерные штампованно-катаные плиты, клееклёпаные соединения, композиционные материалы и др.

    Ил-96-300 - широкофюзеляжный дальний магистральный самолёт с четырьмя ТРДД Д-90А (ПС-90А); принадлежит к четвёртому поколению отечественных самолётов с ГТД. При создании самолёта исключительно большое значение придавалось достижению высокой топливной эффективности. С этой целью реализовано множество нововведений, позволивших достигнуть скачкообразного улучшения показателей (расход топлива на единицу производительности уменьшен почти в 2 раза по сравнению с самолётом того же класса дальности Ил-62). Другой задачей было повышение безопасности полётов. Для этого, в частности, изменено оборудование кабины экипажа путём применения комплекса электронных пилотажно-навигационных приборов с выводом информации на цветные дисплеи. Применение в совокупности с этим принципиально новой - электродистанционной системы управления самолётом позволило уменьшить состав экипажа до трёх человек и снизить их утомляемость в длительных дальних полётах.

    Ил-114 - пассажирский самолёт с двумя ТВД. Двигатели оснащены малошумными шестилопастными воздушными винтами диаметром 3,6 м с автоматической системой флюгирования лопастей в полёте. Основное назначение Ил-114 - перевозка пассажиров с багажом и грузом на местных линиях с большими пассажиропотоками, а также на отдельных магистральных линиях с малыми пассажиропотоками. Ил-114 рассчитан также для эксплуатации в Арктике и Антарктиде; при нагрузке 1,5 т дальность его полёта в этих условиях 4800 км.

    Четвёртому направлению деятельности ОКБ - разработке транспортных (грузовых) самолётов - положили начало десантный Ил-12Д и транспортные Ил-12Т и Ил-14Т, являющиеся модификациями пассажирских самолётов Ил-12 и Ил-14. В 1949 в ОКБ был создан грузовой планёр Ил-32 грузоподъёмностью 7 т (строился небольшой серией).

    Ил-76 - транспортный самолёт (первый вылет в 1971) и его грузовая модификация Ил-76Т (начало эксплуатации в 1977) с четырьмя ТРДД Д-30КП тягой 118 кН; предназначен для грузовых перевозок на воздушных линиях средней и большой протяжённости.

    Многие самолёты с маркой Ил строились крупными сериями; всего построено свыше 60 тыс. экземпляров. В производстве они находились длительное время, например Ил-12, Ил-14 и Ил-18 - 10 лет, Ил-62 - свыше 15 лет. Все они обладают высокой надёжностью и большим ресурсом.


назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2024