Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР




    Ту - марка самолётов, созданных в ОКБ, организованном А.Н.Туполевым. Самолётам, проектировавшимся в 1922-37, присваивалось наименование "АНТ" (Андрей Николаевич Туполев), а с 1942 они получали обозначение "Ту". Самолёты, созданные под руководством А.А.Туполева, имеют также марку Ту.

    АНТ-1 - спортивный одноместный свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла, с поршневым двигателем "Анзани". Построен в одном экземпляре.

    АНТ-2 - первый цельнометаллический самолёт отечественной конструкции с поршневым двигателем "Бристоль-Люцифер".

    АНТ-3, Р-3 - двухместный разведчик, выполненный по схеме одностоечного полутораплана. Выпускался с поршневыми двигателями "Либерти" (опытный), "Нэпир-Лайон" (для перелёта в 1926 на АНТ-3 "Пролетарий"), М-5 и "Лоррен-Дитрих" (в серии). Построено ок. 100 экз.

    АНТ-4, ТБ-1, Г-1 - первый в мире цельнометаллический двухмоторный тяжёлый бомбардировщик свободнонесущей монопланной схемы. Строился с поршневыми двигателями "Нэпир-Лайон" (на опытном самолёте), БМВ-У1 (на дублёре "Страна Советов"), М-17 (в серии). Для АНТ-4 впервые была решена задача создания лёгкой свободнонесущей монопланной конструкции. Это позволило в дальнейшем строить самолёты-монопланы с весовой отдачей, не уступающей бипланным схемам. Конструкция стала классической и получила признание в мировом самолётостроении. Строились серийно в 1929-32. Построено 216 экз.

    АНТ-5, И-4 - одноместный цельнометаллический истребитель полуторапланной схемы с поршневым двигателем "Гном-Рон-Юпитер IV" (на опытном самолёте), "Гном-Рон-Юпитер VI" (на дублёре) и М-22 (в серии). В 1929 выпущена модификация И-4 с очень маленьким нижним крылом. Эта машина устанавливалась на крыле авианосца ТБ-1 (система "Звено"). Строились серийно в 1927-31. Построено 349 экз.

    АНТ-6, ТБ-3, Г-2 - первый в мире цельнометаллический свободнонесущий моноплан-бомбардировщик с четырьмя ПД, расположенными в ряд по размаху в носке крыла. Вначале на АНТ-6 устанавливались ПД "Кёртисс-Конкерор", затем БМВ-У1 (на опытном самолёте), М-17Ф и М-34Р (в серии). При создании АНТ-6 реализована концепция А.Н.Туполева об эффективности свободнонесущих монопланных схем при использовании толстого профиля в корне крыла в сочетании с его разгрузкой. В 30-х гг. только в СССР было налажено крупносерийное производство таких больших машин. Самолёт стал основой бомбардировочной авиации, воздушно-десантных соединений, военно-транспортной авиации. На нём отрабатывались системы "Звено" и "СПБ". На АНТ-6 установлены мировые рекорды, осуществлён ряд экспедиций и перелётов. В 1932-37 построено 819 экз.

    АНТ-7, Р-6, КР-6, Р-6П, МР-6, ПС-7, МП-6 - самолёт многоцелевого назначения, что отвечало военной доктрине середины 20-х гг., - разведчик, истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик, торпедоносец. Цельнометаллический моноплан с двумя ПД (М-17, БМВ-У1С, М-17Ф). Стабилизатор с изменяемым в полёте углом установки. Управление двойное (это позволило использовать АНТ-7 в качестве учебной машины при переходе на более скоростные самолёты СБ). С 1936 АНТ-7 снимались с вооружения, передавались (под обозначениями ПС-7 и МП-6) в ГВФ и Главсевморпуть. АНТ-7 был первым советским самолётом, пролетевшим 5 мая 1937 над Северным полюсом. В 1938 самолёты Р-6 участвовали в спасении людей с кораблей, затёртых льдами в море Лаптевых. В 1939 на ПС-7 выполнен сверхдальний перелёт Москва-бухта Нагаева (9222 км за девять лётных дней). Было построено 406 самолётов разных модификаций.

    АНТ-8, МДР-2 - первый советский цельнометаллический гидросамолёт, морской дальний разведчик с двумя ПД БМВ-У1. Двигатели устанавливались на стойках над крылом и имели толкающие винты, что уменьшало вероятность их повреждения при волнении. Конструкция лодки во многом являлась экспериментальной. Испытания, проведённые в начале 1931г., показали, что машина имеет хорошую мореходность, способна взлетать и садиться при значительной волне. В серии самолёт не строился.

    АНТ-9, ПС-9 - пассажирский девятиместный самолёт. Опытный самолёт имел три ПД "Гном-Рон-Титан". В серии ставились либо три ПД "Райт", либо (в основном) два ПД М-17. В июле-августе 1929 опытный экземпляр АНТ-9 под названием "Крылья Советов" совершил перелёт по Европе, подтвердивший, что машина не уступает иностранным самолётам такого же класса. Серийная постройка самолётов велась в 1930-32. Построено ок. 70 экз.

    АНТ-10, Р-7 - двухместный разведчик бипланной схемы с ПД БМВ-У1. От АНТ-3 отличался большими размерами, установкой баков в крыле (впервые для бипланов), размещением бомб в фюзеляже. В серии не строился.

    АНТ-13, И-8, "Жокей", "Общественный самолёт" - одноместный истребитель-перехватчик с ПД "Кёртисс-Конкерор". Безрасчалочный биплан небольших размеров и малого веса. Построен в порядке общественной инициативы. На нём впервые в СССР достигнута скорость 303 км/ч. В серии не строился.

    АНТ-14 "Правда" - пассажирский самолёт на 36 мест. Из пяти ПД "Гном-Рон-Юпитер VI" четыре располагались в носке крыла по его размаху, один - в носовой части фюзеляжа. Самолёт предназначался для проектировавшейся авиалинии Москва - Владивосток и был наиболее крупным пассажирским самолётом тех лет с высокими лётно-техническим характеристиками. Построен в одном экземпляре, т.к. пассажиро- и грузопоток оказались недостаточными для рентабельной эксплуатации столь больших машин.

    АНТ-16, ТБ-4 - тяжёлый бомбардировщик с шестью ПД М-34, два из которых установлены по тандемной схеме над фюзеляжем. Схема аналогична АНТ-6. Самолёт испытывался в  1933, в серии не строился.

    АНТ-20 "Максим Горький" - в своё время самый большой в мире сухопутный самолёт. Строился на народные деньги (было собрано 6 млн. руб.) в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности М.Горького и предназначался для проведения агитационных мероприятий. Для этих целей он был оборудован мощной радиоустановкой "Голос с неба", типографией, радиостанциями, фотолабораторией, звуковой киноустановкой для демонстрации фильмов на открытом воздухе, библиотекой и т.п. Для посадки в самолёт впервые в авиационной практике применён трап, который в убранном положении становился частью пола. Впервые в истории авиации на самолёте использовался не только постоянный, но и переменный ток напряжением 120 В. Как и все машины тех лет, самолёт разбирался на части, что позволяло перевозить их по железной дороге На самолёте установлены мировые рекорды грузоподъёмности. В авг. 1934 самолёт стал флагманом агитэскадрильи им. М. Горького. 18 мая 1935 в результате столкновения истребителя И-5 с АНТ-20 произошла катастрофа, погибли 46 чел.

    АНТ-20бис, Л-760, ПС-124 - пассажирский вариант АНТ-20. После гибели АНТ-20 СНК СССР в 1935 принял постановление о производстве 16 подобных самолётов, однако был построен только 1 экземпляр.

    АНТ-21, МИ-3 - многоцелевой истребитель с двумя ПД М-17. Дублёр (АНТ-21бис) значительно отличался от опытного самолёта: шайбы были заменены килем, оперение выполнено с гладкой обшивкой. В серии самолёт не строился.

    АНТ-22, МК-1 - цельнометаллический гидросамолёт (морской крейсер), выполненный по схеме катамарана. Предназначался для дальней разведки, нёс бомбовую нагрузку до 6 т на наружных подвесках. Конструкция была уникальной и крупнейшей в мире из построенных по этой схеме. На самолёте были превышены мировые рекорды высоты полёта с грузом. В серии не строился.

    АНТ-23, И-12, "Бауманский комсомолец" - цельнометаллический одноместный пушечный истребитель двухбалочной схемы с низкорасположенным крылом. В серии не строился.

    АНТ-25, РД - цельнометаллический свободнонесущий моноплан с ПД М-34 (на опытном самолёте), затем - М-34Р. Назначение - установление рекорда дальности беспосадочного полёта по прямой. При конструировании крыла использовали специально разработанную методику расчёта на вибрацию и прочность крыльев большого удлинения. Впервые в СССР применён электрифицированный механизм подъёма шасси. Для непотопляемости в случае вынужденной посадки на воду имелись мешки из прорезиненной ткани, наполнявшиеся воздухом. Строился малой серией (16 экз.), в т.ч. с дизелями ЮМО-4 и АН-1 по 1 экз. (обозначение РДД).

    АНТ-27, МДР-4 - морской дальний разведчик. По схеме - лодка со свободно-несущим монопланным крылом и близко поставленными к ней подкрыльевыми поплавками. В 1935 построен второй вариант (АНТ-27бис), который в связи с изменением боевого назначения получил обозначение МТБ-1 - морской торпедоносец-бомбардировщик. Выпускался малой серией - 15 самолётов.

    АНТ-29, ДИП - двухместный пушечный истребитель с двумя ПД М-100 и полностью гладкой обшивкой. В связи с появлением реактивных снарядов ДИП своё назначение потерял.

    АНТ-31, И-14 - истребитель цельнометаллической конструкции со свободнонесущим монопланным крылом; первый в Советском Союзе с убирающимся шасси. В серии строился.

    АНТ-31бис, имевший ряд отличий: обшивка полностью гладкая, кабана открытая, опоры шасси крепятся под бортом фюзеляжа и убираются в сторону консолей крыла. Первые самолёты выпускались с ПД "Райт-Циклон", большинство - с М-25. Построено 22 экз. Первый полёт в 1933.

    АНТ-35, ПС-35 - первый скоростной пассажирский самолёт на линиях гражданского воздушного флота. На опытном АНТ-35 было два ПД "Гном-Рои", на серийных - два М-62ИР. Планёр, за исключением фюзеляжа, взят от АНТ-40. В новом фюзеляже размещалось 10 пассажирских кресел; он был оборудован звуко- и теплоизоляцией, общей и индивидуальной вентиляцией, освещением, отоплением. Самолёт мог продолжать полёт с одним работающим двигателем. Построено 11 экз.

    АНТ-37, ДБ-2 - дальний бомбардировщик с двумя ПД К-14 ("Мистраль-Мажор"). Во время испытаний из-за вибрации горизонтального оперения произошло разрушение самолёта в воздухе. Самолёт-дублёр ДБ-2 с двумя ПД "Гном-Рон", переданный на испытания с необходимыми усилениями конструкции, показал хорошие характериски по дальности полёта. В серии не строился.

    АНТ-37бис, ДБ-2Б, "Родина" - вариант самолёта АНТ-37, приспособленного для установления рекорда дальности. Были установлены более мощные ПД М-86, переоборудована кабина, увеличен объём баков. Планёр практически не менялся. Крыло и оперение с гладкой обшивкой. Впервые в СССР применено электрическое управление подъёмом и выпуском шасси. На самолёте "Родина" в 1938 В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова установили женский мировой рекорд дальности беспосадочного полёта по прямой. В серии не строился.

    АНТ-40, СБ - массовый скоростной фронтовой бомбардировщик. Его скорость была близка к скорости истребителя, что дало возможность использовать СБ для нанесения бомбовых ударов в тактической зоне противника без прикрытия истребителей. В 1937 на СБ установлен мировой рекорд подъёма 1000 кг груза на высоту 12246,5 м. Построено 6831 экз., в т. ч. 250 - в варианте пикирующего бомбардировщика Ар-2.

    АНТ-41, Т-1 - торпедоносец-среднеплан с двумя ПД М-34ФРН. Крыло двухлонжеронное. Шасси убиралось в мотогондолу, хвостовое колесо - в фюзеляж. Обшивка гладкая с потайной клёпкой. Испытания показали высокие скоростные данные (435 км/ч), хорошую скороподъёмность. В одном из полётов Т-1 потерпел катастрофу из-за возникшего флаттера крыла. Работы по заложенной серии были прекращены.

    АНТ-42, ТБ-7, Пе-8.

    АНТ-44, МТБ, "Чайка" - морской тяжёлый бомбардировщик. По схеме - цельнометаллическая летающая лодка с небольшим изгибом крыла по типу "Чайка". В носке крыла по размаху размещались четыре ПД М-85. АНТ-44 успешно прошёл испытания. Второй экземпляр, получивший название АНТ-44бис (или АНТ-44Д), с более мощными ПД М-87 был выполнен по схеме амфибии. АНТ-44бис также успешно прошёл испытания; в 1940 на нём установлено шесть рекордов по классу амфибий. В серии не строился.

    АНТ-51, "Иванов" - одномоторный разведчик-моноплан с ПД М-62. Дальнейшие модификации, строившиеся серийно, ББ-1, Су-2.

    Ту-2, "103" - фронтовой пикирующий бомбардировщик, созданный в 1939-40 в спецтехотделе № 103 ЦКБ-29 НКВД. По схеме - среднеплан с разнесённым хвостовым оперением. Два ПД: АМ-37 (на опытном самолёте и дублёре), АШ-82 (на третьем самолёте), АШ-82НВ (в серии). Серийная постройка продолжалась с 1942 по 1950. Построено более 2500 самолётов, из них ок. 800 участвовало в Великой Отечественной войне и в войне 1945 с Японией. Самолёт проявил себя как один из лучших фронтовых бомбардировщиков 2-й мировой войны. Он стал своеобразным "мостом" между поршневой и реактивной авиацией. На его базе был построен первый реактивный бомбардировщик Ту-12.

    Ту-4, Б-4 - дальний тяжёлый бомбардировщик с четырьмя ПД АШ-73ТК.

    В 1945 в ОКБ велась разработка самолёта "64" - первого послевоен. четырёхмоторного бомбардировщика. Однако задерживалось решение вопросов о его оснащении соврсовременным радио-, навигационным оборудованием, системами вооружения и т.п. Это объяснялось тем, что во время войны не было возможности проводить широкие перспективные разработки. Для решения возникших проблем в минимальные сроки правительство постановило вместо самолёта "64" разработать самолёт Б-4, взяв за образец имевшиеся в СССР американские самолёты В-29 с современным оборудованием. На создание советского аналога было отведено два года. За это время предстояло не только поднять на качественно новый уровень развития многие отрасли промышленности, но и изготовить, испытать и начать серийное производство сотен приборов и агрегатов для самолётов Б-4. Ответственным за весь комплекс работ, в котором участвовало более 900 заводов, КБ и НИИ различных наркоматов, был назначен А.Н.Туполев. По схеме Ту-4 - среднеплан с крылом большого удлинения. Ту-4 стал последним серийным бомбардировщиком с поршневыми двигателями и до середины 50-х гг. был основным самолётом стратегической авиации СССР. Самолёт широко использовался в качестве летающих лабораторий (Ту-4ЛЛ) для испытаний нового оборудования, двигательных установок, систем дозаправки топливом в полёте и др. Построено ок. 1000 экз.

    Ту-12, "77" - первый советский реактивный бомбардировщик с двумя ТРД "Нин-1". Создан на базе серийного Ту-2. Основные отличия: обшивка кессона крыла подкреплена изнутри гофром, фюзеляж увеличен по высоте и удлинена его носовая часть; шасси с передней опорой; гондолы двигателей заканчивались обтекателями для подкрыльевых опор. При создании Ту-12 впервые решались вопросы, связанные с особенностями как проектирования, так и технологии производства тяжёлых реактивных самолётов. В частности, стала очевидной необходимость перехода от индивидуального кислородного питания к гермокабинам. Ту-12 успешно прошёл испытания, достигнув скорости 783 км/ч. Строился малой серией - 5 экз.

    Ту-14, "73" - следующий реактивный бомбардировщик ОКБ. Для самолёта спроектировано крыло со скоростными профилями, применена гермокабина. Горизонтальное оперение стреловидное, вертикальное однокилевое. Ту-14 имел ряд модификаций. В связи с недостаточной мощностью двух ТРД "Нин-1", установленных под крылом, впервые в практике мирового самолётостроения была разработана и осуществлена установка третьего двигателя (ТРД "Дервент-У") в хвостовой части фюзеляжа. Самолёт успешно прошёл испытания, показав скорость 872 км/ч на высоте 5000 м и дальность 2810 км. В варианте разведчика имел обозначение "73Р" ("74"). Первый полёт в 1947. Самолёт Ту-14 ("78") отличался от самолёта "73" установкой отечественных двигателей (два ТРД РД-45 и один РД-500) взамен импортных. Были внесены изменения в вертикальное оперение и остекление кабины. В вариантах торпедоносца Ту-14Т ("81") и разведчика Ту-14Р ("89") установлены два более мощных ТРД ВК-1, что позволило вместо третьего двигателя оборудовать кормовую гермокабину. При этом экипаж уменьшился с четырёх до трёх человек, число пушек НР-23 с шести до четырёх. Торпеды подвешивались в удлинённом бомбоотсеке. Ту-14Т имел скорость 860 км/ч, дальность ок. 3000 км. Для авиации ВМФ построено 87 самолётов.

    Ту-16, "88" - первый советский серийный дальний бомбардировщик со стреловидным крылом. В принятой компоновке два ТРД АМ-3, имевшие большие габариты, размещались в корне крыла вплотную к бортам фюзеляжа, к которому они и крепились; основные опоры шасси, впервые имевшие многоколёсные тележки, убирались назад в обтекатели. Найденные конструктивные решения позволили получить оптимальные аэродинамические качества. Система сервокомпенсации и профилирование носков рулей обеспечили возможность ручного управления во всём диапазоне скоростей без бустерных устройств. Впервые для самолётов такого типа была разработана и внедрена в практику система дозаправки топливом в полёте "с крыла на крыло". Ту-16 имел ряд модификаций. Строился массовой серией с 1953. Построено более 1500 экз.

    Ту-22 - реактивный сверхзвуковой бомбардировщик со среднерасположенным крылом и двумя двигателями типа ВД-7М в хвостовой части фюзеляжа. Экипаж 3 человека. Строился серийно в различных модификациях. Первый полёт в 1959.

    Ту-22М-3 - реактивный сверхзвуковой бомбардировщик; самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности и двумя ТРДДФ в хвостовой части фюзеляжа (первый полёт в 1969). На Ту-22МЗ (1977) два ТРДДФ НК-25 тягой по 242 кН. Экипаж - 4 чел. Строился серийно.

    Ту-28 - то же, что Ту-128.

    Ту-70 - первый в СССР пассажирский самолёт с герметизированным салоном. По схеме - низкоплан с четырьмя ПД АШ-73ТК. Построен на базе Ту-4 с увеличенным по длине и диаметру фюзеляжем. Салон оборудован отоплением, вентиляцией, имеется блок питания. Самолёт успешно прошёл испытания. В серии не строился. Опыт создания большой герметизированной кабины использован при проектировании Ту-104.

    Ту-75 - транспортный вариант самолёта Ту-70. Фюзеляж приспособлен для размещения в нём тяжёлой боевой техники. Для этой цели сделан большой грузовой люк с опускающимся трапом. Самолёт брал до 10 т груза или 100 десантников со штатным вооружением. Ту-75 применялся для грузовых перевозок. В серии не строился. Первый полёт в 1950.

    Ту-80 - дальний бомбардировщик с четырьмя ПД АШ-73ФН. Развитие Ту-4 с целью увеличения дальности полёта. Осн. отличия: новая компоновка передней кабины, ставшая прототипом для Ту-85 и Ту-95; облегчённая конструкция; улучшенная аэродинамика крыла; полуутопленные бортовые блистеры прицельных станций. В серии самолёт не строился.

    Ту-82, "82" - фронтовой бомбардировщик с двумя ТРД ВК-1. Впервые в отечественном самолётостроении на бомбардировщике было применено стреловидное крыло. Мотогондолы двигателей, расположенных под крылом, объединялись с обтекателями шасси. Испытания подтвердили правильность выбранных конструктивных и технологических решений. Скорость Ту-82 достигала 934 км/ч на высоте 4000 м. Построено 2 экз. Полученные результаты позволили приступить к проектированию самолёта Ту-16 ("88").

    Ту-85 - межконтинентальный бомбардировщик с четырьмя ПД ВД-4К (на опытном самолёте; на дублёре предполагались АШ-2К). Новшества в его конструкции, а также расход горючего из крыльевых баков по наиболее рациональной схеме позволили получить большой выигрыш в весе, высокое аэродинамическое качество. Конструкции многих агрегатов аналогичны конструкциям на самолёте Ту-4. Первый советский самолёт с массой более 100 т. Самолёт успешно прошёл испытания. Работы по внедрению его в серийное производство были прекращены, т.к. на смену бомбардировщикам с прямым крылом и ПД шли машины со стреловидным крылом и ГТД (ТВД и ТРД), имевшие значительно большие скорости.

    Ту-91 - двухместный многоцелевой самолёт с ТВД ТВ-2 мощностью 4480 кВт. Первоначально предназначался для палубного базирования на авианесущих кораблях, поэтому имел конструктивные особенности: складывающиеся вверх консоли крыла, систему для взлёта и посадки на палубу. Последующая переориентация на сухопутный, вариант позволила упростить и облегчить конструкцию. В серии не строился.

    Ту-95 - стратегический бомбардировщик с восемью ТВД ТВ-2Ф, сведёнными попарно в четыре установки с редуктором уникальной конструкции на опытном самолёте, и с четырьмя ТВД НК-12-на серийных. Ту-95, как и Ту-16, стал в процессе развития ракетоносным комплексом. Имел ряд модификаций различного назначения. Строился серийно. Первый полёт в 1952.

    Модификация Ту-95МС - составная часть ударного авиационного комплекса, в который входят самолёт-носитель, ракеты класса "воздух-поверхность" (шесть крылатых ракет), оборонит, комплекс. На Ту-95МС установлены четыре ТВД НК-12МВ, оборудование для заправки топливом в полёте по системе "шланг-конус". Экипаж 7 человек.

    Ту-98 - сверхзвуковой бомбардировщик с двумя ТРД АЛ-7Ф, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. Новшества: силовые элементы крыла и фюзеляжа выполнены из прессованных профилированных панелей; для ввода в двигатели невозмущённого воздушного потока установлены удлинённые воздухозаборники. Построено 2 экз.

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт. По схеме - низкоплан с двумя ТРД АМ-3. Построен на базе самолёта Ту-16. Вошёл в строй в 1956 и по существу стал первым в мире реактивным пассажирским самолётом, успешно вступившим в регулярную эксплуатацию. Самолёт эксплуатировался зарубежными авиакомпаниями. Снят с эксплуатации в 1980. Построено свыше 200 экз.

    Ту-110- реактивный пасс, самолёт с четырьмя ТРД АЛ-7П. Создан на базе Ту-104. Построено 2 экз. Первый полёт в 1957.

    Ту-114 - пассажирский самолёт с четырьмя ТВД НК-12МВ, построенный на базе Ту-95. Самолёту были присущи многие особенности аэробуса. Двухпалубный фюзеляж в нижней части имел отсеки для багажа, почты, комнату отдыха экипажа. Палубы соединялись лестницей. На верхней палубе помимо салонов с удобными креслами имелось четыре трёхместных спальных купе. В расположенный между салонами буфет еда подавалась из кухни специальным лифтом. Пассажиров обслуживали шесть бортпроводниц. С конца 50-х гг. до 1967 Ту-114 был флагманом "Аэрофлота" и эксплуатировался на линиях большой протяжённости, связывающих Москву с Хабаровском, Дели, Нью-Йорком, Токио, Гаваной. В СССР самолёт не имел конкурентов по экономической эффективности. Ту-114 удостоен Гран при на Всемирной выставке 1958 в Брюсселе, ему принадлежат 32 мировых рекорда. Самолёт снят с эксплуатации в 1976; установлен в Моск. аэропорту Домодедово как памятник сверхдальнему турбовинтовому лайнеру. Построено 32 экз.

    Ту-116, Ту-114Д - пасс, самолёт с четырьмя ТВД НК-12 для эксплуатации на сверхдальних беспосадочных трассах. Создан на базе Ту-95. Изменения коснулись конструкции фюзеляжа. За центропланом расположена гермокабина, включающая два салона на 20 чел., кухню, туалет, служебное помещение. Для входа и выхода использовался опускающийся трап. В 1958 на Ту-116 совершён ряд выдающихся перелётов, среди них первый беспосадочный рейс пассажирского самолёта по маршруту Москва-Владивосток. Построено 2 экз. Первый полёт в 1965.

    Ту-124 - реактивный ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя ТРДД Д-20П. Впервые в СССР на пассажирском самолёте были установлены более экономичные и менее шумные двухконтурные ТРД.Самолёт эксплуатировался рядом зарубежных компаний. Построено более 150 экз.

    Ту-126 - первый советский самолёт, оборудованный системой дальнего радиолокационного обнаружения. Создан на базе Ту-114. Строился серийно.

    Ту-128, Ту-28 - дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик с двумя ТРДФ АЛ-7Ф-2 с тягой по 66,7 кН (99 кН на форсаже), расположенными в хвостовой части фюзеляжа (первый полёт в 1961). Построен на базе Ту-98. Строился серийно. Первый полёт в 1961.

    Ту-134 - ближнемагистральный пассажирский самолёт с двумя ТРДД Д-20П-125 на опытном самолёте и Д-30 на серийных. Ту-134 был сертифицирован по междунар. нормам. Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории. Использовался также в школах ВВС. Построено более 850 экз.

    Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт с четырьмя ТРДДФ НК-144А (в серии ТРД РД36-51А). На самолёте установлен ряд мировых рекордов. Строился серийно. В 1977-78 эксплуатировался на трассе Москва-Алма-Ата.

    Ту-154 - магистральный реактивный пассажирский самолёт с тремя ТРДД НК-8-2 (Д-3ОКУ-154 на модификации Ту-154М). Построенный в разных модификациях Ту-154 широко применяется на линиях "Аэрофлота" и в зарубежных авиакомпаниях.

    Ту-155 - самолёт, на котором впервые в мировой практике установлен двигатель, работающий на криогенном топливе (жидкий водород или сжиженный природный газ). Построен на базе серийного самолёта Ту-154. Из трёх двигат. установок две (левая и средняя) - обычные для Ту-154 ТРДД НК-8-2. Третья (правая) установка включает двигатель НК-88 или НК-89, работающий на криогенном топливе. Для его размещения в хвостовой части переоборудованного пассажирского салона установлен специальный бак. Использование криогенного топлива потребовало разработки, создания и освоения принципиально новых для авиастроения технологических процессов. Работу криогенной силовой установки, её пожаро- и взрывобезопасность обеспечивают 30 бортовых ЭВМ. Первые лётные испытания Ту-155 с двигателем НК-88, работавшим на жидком водороде, проведены в 1988, а с НК-89, работавшим на сжиженном природном газе,- в 1989. Они подтвердили правильность выбранных технических решений.

    Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, с крылом изменяемой в полёте стреловидности. Управление самолётом и его системами вооружения облегчено наличием более 100 ЭВМ. Строился серийно. Первый полёт в 1981.

    Ту-204 - пассажирский самолёт для линий протяжённостью до 3500 км. В конструкции Ту-204 широко использованы композиционные материалы, применены цифровые электродистанционные системы управления самолётом.

    На самолётах АНТ и Ту было установлено всего 225 мировых рекордов.


назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017