|
Ту-144
Описание: Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой НК-144А (в серии ТРД РД36-51А). Выполнен по схеме "бесхвостка". Крыло треугольное, малого удлинения, с наплывом большой стреловидности в передней части. Управление самолётом по тангажу и крену осуществляется двумя элевонами. Каждый из них состоит из четырёх секций, отклоняемых раздельно с помощью двух бустеров. Руль направления имеет две секции также с раздельным управлением. Наличие секций в органах управления существенно повышает надёжность работы системы. Этой же цели служит четырёхкратное резервирование всех основных систем. Силовая установка скомпонована под крылом в двух изолированных мотогондолах, каждая на два двигателя. Топливо размещено в кессон-баках крыла. Оно расходуется автоматически по определенной программе, обеспечивающей необходимую центровку машины. Шасси трёх-опорное. Основные опоры имеют двухосную восьмиколёсную тележку. Все колёса оборудованы тормозами. Опоры убираются вперёд по полёту в ниши между каналами воздухозаборника. Кабина экипажа вписана в обводы фюзеляжа и не имеет обычного выступающего фонаря. Поэтому носовая негерметизированная часть фюзеляжа с радиолокатором и антенными системами при взлёте и посадке отклоняется вниз, открывая лобовые стёкла кабины пилотов для визуального обзора. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик применено убирающееся в полёте переднее горизонтальное оперение. Самолёт оборудован рядом автоматических систем, в т.ч. для навигации и слепой посадки. Салон вмещает 150 пассажиров. Багаж размещается в контейнерах в багажных отсеках. На самолёте установлен ряд мировых рекордов. Строился серийно. В 1977-78 эксплуатировался на трассе Москва-Алма-Ата. Первый полет, год | 1968 | Начало серийного производства, год | 1969 | Число, тип и марка двигателей | 4 ТРДДФ НК-144 | Мощность двигателя, кВт | - | Тяга двигателя, кН | 199 | Длина самолета, м | 65,7 | Высота самолета, м | 12,5 | Размах крыла, м | 28 | Площадь крыла, м | 507 | Колея шасси, м | 6 | Взлетная масса, т | 207 | Масса пустого самолета, т | 98 | Максимальная коммерческая нагрузка, т | 15 | Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке, км | 3500 | Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т | - | Максимальная дальность при увеличенном запасе топлива, км | 6500 | Крейсерская скорость полета, км/ч | 2200 | Число пассажиров | 150 | Экипаж, чел | 4 | Музейный экземпляр Ту-144 №10004-1 ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 №10004-1
ВПП Центрального Музея ВВС. Посадка первого серийного ТУ-144 для передачи его музею на вечную стоянку Самолет Ту-144 открыл эру сверхзвуковых пассажирских самолетов. Ту-144 является первым сверхзвуковым самолетом, сочетающим в себе качества комфортабельного воздушного лайнера и преимущество скоростного сверхзвукового самолета для перевозки 130 пассажиров(150 человек). Самолет выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка" с тонким крылом малого удлинения треугольной формы в плане. Отклоняемый носовой обтекатель обеспечивает на взлете и посадке необходимый обзор экипажу, рекомендуемый международными нормами. Управление самолетом по тангажу и крену осуществляется элевонами, расположенными на задней кромке крыла. Навигационно-пилотажный комплекс самолета совмещен с автоматической бортовой системой управления самолетом и сопряжен с международной навигационной системой, обеспечивающей эксплуатацию самолета на всех авиалиниях мира, в любых метеоусловиях. Конструкция самолета выполнена в основном из теплостойкого алюминиевого сплава АКЧ-1 и, частично, из сплавов ВАД-23 и ОТЧ-1. Для улучшения характеристик самолета на взлете и посадке в носовой части фюзеляжа имеются выдвигающиеся и убирающиеся многоцелевые крылышки. Силовая установка самолета состоит из 4-х турбовентиляторных двигателей НК-144(на последующие экземпляры будут устанавливаться более совершенные двигатели РД-36-51а). Летный экипаж состоит из трех человек - двух пилотов и бортинженера.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА (с двигателями НК-144) Геометрические размеры | Длина самолета (с ПВД) | 65,7 м | Высота самолета | 12,5 м | Размах крыла | 28,8 м. | Стреловидность базового крыла | 57° | Стреловидность наплыва крыла | 76° | Площадь базового крыла | 437,65 м² | Площадь крыла полная | 506,93 м² | Площадь передних крылышек | 6,9 м² | Ширина колеи шасси | 6,05 м | Продольная база шасси | 19,65 м | Давление в пневматиках колес | 11 атм | Потребная ширина ВПП для разворота на 180° | 48 м | Весовые данные | Максимальный взлетный вес | 180 т | Нормальный взлетный вес | 150 т | Расчетный посадочный вес | 110 т | Вес топлива | 80 т | Максимальная коммерческая нагрузка | 15 т | Нормальная коммерческая нагрузка | 12 т | Летные характеристики | Крейсерская скорость | | сверхзвуковая (М=1, 88-2,35) | 2000-2500 км/ч | дозвуковая | 900-1000 км/ч | Время набора высоты: | | до 17000 м (2340 км/ч) | 22 мин | до 11000 м (1000 км/ч) | 13,4 мин | Практическая дальность полета при взлетном весе 180 т с крейсерской скоростью 2340 км/ч с резервом топлива 10 т с коммерческой нагрузкой 15 т | 4150 км | Высота полета | 17-20 км | Взлетные характеристики (взлетный вес 180 т) | Нормальная скорость отрыва | 360 км/ч | Длина разбега | 1870 м | Потребная взлетная дистанция | 2930 м | Посадочные характеристики (посадочный вес 112 т) | Скорость пересечения входной кромки ВПП | 295 км/ч | Нормальная скорость приземления | 266 км/ч | Длина пробега | 1080 м | Посадочная дистанция с высоты 15 м | 1800 м | Потребная длина ВПП для посадки по международным нормам | 2570 м | Эксплуатационные ограничения по самолету | Максимальная расчетная перегрузка на маневре | 3,75 | Эксплуатационная перегрузка на маневре | 2,5 | Предельное значение числа М | 2,4 | Выпуск и уборка шасси скорость не более | 455 км/ч | Отклонение носового конуса на угол 17° скорость не более | 455 км/ч | Уборка и выпуск переднего крылышка скорость не более | 450 км/ч | Двигатели самолета | На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя НК-144, конструктор Н.Кузнецова. Этот двигатель представляет собой двухконтурный двухкаскадный газотурбинный двигатель с общей форсажной камерой для наружного и внутреннего контуров с общим реактивным соплом. | Тяга двигателя на форсажном режиме | 17500 кг | Тяга двигателя на бесфорсажном режиме | 13000 кг | Ресурс работы двигателя (до переборки) 200 часов, с последующим доведением до 2000 часов | Первый полет опытного экземпляра самолета состоялся 31 декабря 1968 года. Командиром экипажа был ведущий летчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева Э.В.Елян. В Музей ВВС поступил головной серийный самолет Ту-144, заводской номер 10004-1 (бортовой номер 77106) с четырьмя двигателями НК-144. Номера: 76201 ФА004, 77201 ФА007, 77201 ФА002, 76101 ФА004. Самолет изготовлен на Воронежском авиационном заводе в марте 1975 г. Первый приемочный полет на авиазаводе выполнил 4 марта 1975 г. летчик-испытатель завода, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Вобликов. На самолете было выполнено с момента приемки до передачи в Музей ВВС 320 полетов с налетом 582 часа. Генеральным конструктором гарантийный ресурс этому экземпляру самолета был установлен 500 летных часов в течении 3-х лет. Решением министра авиационной промышленности Казакова самолет был передан Музею ВВС. Перегнал самолет в музей с посадкой на снежную укатанную ВПП аэродрома Монино 29 февраля 1980 года экипаж ОКБ им.А.Н.Туполева - командир экипажа летчик-испытатель Воронченко Геннадий. Акт о приемке самолета в Музей ВВС за №247 подписан 4 марта 1980 г. На данном экземпляре самолета выполняли испытательные и рейсовые полеты известные летчики-испытатели: Заслуженный летчик-испытатель СССР Ведерников И.К., Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Елян Э.В., Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Борисов, Заслуженный летчик-испытатель СССР Веремей, Заслуженный летчик-испытатель СССР Горюнов, Заслуженный летчик-испытатель СССР Агапов. Описание составлено на основании: Технического описания самолета Ту-144, формуляра самолета, акта приемки самолета. Описание составил экскурсовод музея Антипов Ю.А. 24 марта 1981 года.
В день памятной посадки Ту-144 заводской номер 10004-1 (бортовой номер 77106) 29 февраля 1980 года. Экипаж самолета и сотрудники музея в салоне самолета. Двадцать один год спустя. Заместитель начальника музея В.Н. Зайцев (на фото слева), Начальник отдела фондов В.В.Осипов(на фото справа) и гостья Центрального музея ВВС Мария Будённая в салоне Ту-144 за №10004-1. Можно видеть, что салон первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера великолепно сохранён и находится в безупречном состоянии, спустя даже два десятилетия после посадки.
[ назад ]
|
|