Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность


Ту-144
Производитель: ОКБ Туполева А.Н.
Генеральный Конструктор: Туполев А.Н.
Описание:

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

    Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой НК-144А (в серии ТРД РД36-51А). Выполнен по схеме "бесхвостка". Крыло треугольное, малого удлинения, с наплывом большой стреловидности в передней части. Управление самолётом по тангажу и крену осуществляется двумя элевонами. Каждый из них состоит из четырёх секций, отклоняемых раздельно с помощью двух бустеров. Руль направления имеет две секции также с раздельным управлением. Наличие секций в органах управления существенно повышает надёжность работы системы. Этой же цели служит четырёхкратное резервирование всех основных систем. Силовая установка скомпонована под крылом в двух изолированных мотогондолах, каждая на два двигателя. Топливо размещено в кессон-баках крыла. Оно расходуется автоматически по определенной программе, обеспечивающей необходимую центровку машины. Шасси трёх-опорное. Основные опоры имеют двухосную восьмиколёсную тележку. Все колёса оборудованы тормозами. Опоры убираются вперёд по полёту в ниши между каналами воздухозаборника. Кабина экипажа вписана в обводы фюзеляжа и не имеет обычного выступающего фонаря. Поэтому носовая негерметизированная часть фюзеляжа с радиолокатором и антенными системами при взлёте и посадке отклоняется вниз, открывая лобовые стёкла кабины пилотов для визуального обзора. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик применено убирающееся в полёте переднее горизонтальное оперение. Самолёт оборудован рядом автоматических систем, в т.ч. для навигации и слепой посадки. Салон вмещает 150 пассажиров. Багаж размещается в контейнерах в багажных отсеках. На самолёте установлен ряд мировых рекордов. Строился серийно. В 1977-78 эксплуатировался на трассе Москва-Алма-Ата.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Первый полет, год 1968
Начало серийного производства, год 1969
Число, тип и марка двигателей 4 ТРДДФ НК-144
Мощность двигателя, кВт -
Тяга двигателя, кН 199
Длина самолета, м 65,7
Высота самолета, м 12,5
Размах крыла, м 28
Площадь крыла, м 507
Колея шасси, м 6
Взлетная масса, т 207
Масса пустого самолета, т 98
Максимальная коммерческая нагрузка, т 15
Дальность полета при максимальной
коммерческой нагрузке, км
3500
Коммерческая нагрузка при увеличенном
запасе топлива, т
-
Максимальная дальность при увеличенном
запасе топлива, км
6500
Крейсерская скорость полета, км/ч 2200
Число пассажиров 150
Экипаж, чел 4

Музейный экземпляр Ту-144 №10004-1

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 №10004-1
ВПП Центрального Музея ВВС. Посадка первого серийного ТУ-144 для передачи его музею на вечную стоянку
ВПП Центрального Музея ВВС.
Посадка первого серийного ТУ-144 для передачи его музею на вечную стоянку

    Самолет Ту-144 открыл эру сверхзвуковых пассажирских самолетов. Ту-144 является первым сверхзвуковым самолетом, сочетающим в себе качества комфортабельного воздушного лайнера и преимущество скоростного сверхзвукового самолета для перевозки 130 пассажиров(150 человек).
    Самолет выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка" с тонким крылом малого удлинения треугольной формы в плане.
    Отклоняемый носовой обтекатель обеспечивает на взлете и посадке необходимый обзор экипажу, рекомендуемый международными нормами. Управление самолетом по тангажу и крену осуществляется элевонами, расположенными на задней кромке крыла.
    Навигационно-пилотажный комплекс самолета совмещен с автоматической бортовой системой управления самолетом и сопряжен с международной навигационной системой, обеспечивающей эксплуатацию самолета на всех авиалиниях мира, в любых метеоусловиях.
    Конструкция самолета выполнена в основном из теплостойкого алюминиевого сплава АКЧ-1 и, частично, из сплавов ВАД-23 и ОТЧ-1.
    Для улучшения характеристик самолета на взлете и посадке в носовой части фюзеляжа имеются выдвигающиеся и убирающиеся многоцелевые крылышки.
    Силовая установка самолета состоит из 4-х турбовентиляторных двигателей НК-144(на последующие экземпляры будут устанавливаться более совершенные двигатели РД-36-51а).
    Летный экипаж состоит из трех человек - двух пилотов и бортинженера.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА (с двигателями НК-144)

Геометрические размеры
Длина самолета (с ПВД) 65,7 м
Высота самолета 12,5 м
Размах крыла 28,8 м.
Стреловидность базового крыла 57°
Стреловидность наплыва крыла 76°
Площадь базового крыла 437,65 м²
Площадь крыла полная 506,93 м²
Площадь передних крылышек 6,9 м²
Ширина колеи шасси 6,05 м
Продольная база шасси 19,65 м
Давление в пневматиках колес 11 атм
Потребная ширина ВПП для разворота на 180° 48 м
Весовые данные
Максимальный взлетный вес 180 т
Нормальный взлетный вес 150 т
Расчетный посадочный вес 110 т
Вес топлива 80 т
Максимальная коммерческая нагрузка 15 т
Нормальная коммерческая нагрузка 12 т
Летные характеристики
Крейсерская скорость
        сверхзвуковая (М=1, 88-2,35) 2000-2500 км/ч
        дозвуковая 900-1000 км/ч
Время набора высоты:
        до 17000 м (2340 км/ч) 22 мин
        до 11000 м (1000 км/ч) 13,4 мин
Практическая дальность полета
при взлетном весе 180 т
с крейсерской скоростью 2340 км/ч
с резервом топлива 10 т
с коммерческой нагрузкой 15 т
4150 км
Высота полета 17-20 км
Взлетные характеристики (взлетный вес 180 т)
Нормальная скорость отрыва 360 км/ч
Длина разбега 1870 м
Потребная взлетная дистанция 2930 м
Посадочные характеристики (посадочный вес 112 т)
Скорость пересечения входной кромки ВПП 295 км/ч
Нормальная скорость приземления 266 км/ч
Длина пробега 1080 м
Посадочная дистанция с высоты 15 м 1800 м
Потребная длина ВПП для посадки
по международным нормам
2570 м
Эксплуатационные ограничения по самолету
Максимальная расчетная перегрузка на маневре 3,75
Эксплуатационная перегрузка на маневре 2,5
Предельное значение числа М 2,4
Выпуск и уборка шасси скорость не более 455 км/ч
Отклонение носового конуса на угол 17°
скорость не более
455 км/ч
Уборка и выпуск переднего крылышка
скорость не более
450 км/ч
Двигатели самолета
На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя НК-144, конструктор Н.Кузнецова. Этот двигатель представляет собой двухконтурный двухкаскадный газотурбинный двигатель с общей форсажной камерой для наружного и внутреннего контуров с общим реактивным соплом.
Тяга двигателя на форсажном режиме 17500 кг
Тяга двигателя на бесфорсажном режиме 13000 кг
Ресурс работы двигателя (до переборки) 200 часов, с последующим доведением до 2000 часов

    Первый полет опытного экземпляра самолета состоялся 31 декабря 1968 года. Командиром экипажа был ведущий летчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева Э.В.Елян.
    В Музей ВВС поступил головной серийный самолет Ту-144, заводской номер 10004-1 (бортовой номер 77106) с четырьмя двигателями НК-144. Номера: 76201 ФА004, 77201 ФА007, 77201 ФА002, 76101 ФА004. Самолет изготовлен на Воронежском авиационном заводе в марте 1975 г.
    Первый приемочный полет на авиазаводе выполнил 4 марта 1975 г. летчик-испытатель завода, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Вобликов.
    На самолете было выполнено с момента приемки до передачи в Музей ВВС 320 полетов с налетом 582 часа. Генеральным конструктором гарантийный ресурс этому экземпляру самолета был установлен 500 летных часов в течении 3-х лет.
    Решением министра авиационной промышленности Казакова самолет был передан Музею ВВС. Перегнал самолет в музей с посадкой на снежную укатанную ВПП аэродрома Монино 29 февраля 1980 года экипаж ОКБ им.А.Н.Туполева - командир экипажа летчик-испытатель Воронченко Геннадий. Акт о приемке самолета в Музей ВВС за №247 подписан 4 марта 1980 г.
    На данном экземпляре самолета выполняли испытательные и рейсовые полеты известные летчики-испытатели:
        Заслуженный летчик-испытатель СССР Ведерников И.К.,
        Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Елян Э.В.,
        Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Борисов,
        Заслуженный летчик-испытатель СССР Веремей,
        Заслуженный летчик-испытатель СССР Горюнов,
        Заслуженный летчик-испытатель СССР Агапов.

Описание составлено на основании: Технического описания самолета Ту-144, формуляра самолета, акта приемки самолета.
Описание составил экскурсовод музея Антипов Ю.А.
24 марта 1981 года.

Посмотреть
В день памятной посадки Ту-144 заводской номер 10004-1 (бортовой номер 77106)
29 февраля 1980 года.
Экипаж самолета и сотрудники музея в салоне самолета.

Двадцать один год спустя.
Двадцать один год спустя. 
Заместитель начальника музея В.Н. Зайцев (на фото слева), Начальник отдела фондов В.В.Осипов(на фото справа) и гостья Центрального музея ВВС Мария Будённая
в салоне Ту-144 за №10004-1.
Можно видеть, что салон первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера великолепно сохранён и находится в безупречном состоянии, спустя даже два десятилетия после посадки.


назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2024